Заброшенное древнее поместье на болотах Кента, где живёт дама, много лет надевающая своё свадебное платье в память о возлюбленном, который не пришёл. От камина большой залы со старинным интерьером, у которого она просидела много лет с закрытыми окнами, протянулась выжженная дорога её проклятия за горизонт событий и вернулась эхом первозданного хаоса, рождающим для неё, мисс Хэвишем (в фильме – Хелена Картер), персонажей её собственного романа – девочку Эстеллу (Холли Грейнджер) и мальчика Пипа (Джереми Ирвин), которым она передаст вечную разделённость в любви, душевную болезнь хозяйки дома под названием Сатис-хаус, что на иврите означает «исполнение желаний».
За жизнью своего жениха она отправила фантома-каторжника Авеля Мэгвича (Рейф Файнс), отца Эстеллы и будущего покровителя Пипа. Мэгвич и мисс Хэвишем – это мистические опекуны обречённой на разлуку пары, которая всё же найдёт свою счастье, вопреки силам, вызванным из недр драматического гения Чарльза Диккенса.
Мало кто знает, что Чарльз Диккенс и его произведения были литературным идеалом Фёдора Достоевского. Туманные образы гравюрного Лондона и сказочно готические персонажи романов-грёз околдовали русского сталкера потерянных поэтических душ. Его также вдохновила романтика преодоления, становления и возвышения, блистающая в диккенсовских романах как северное сияние в полярной тундре.
«Большие надежды» — это история Золушки, но только вместо девочки – мальчик. Суперпопулярный для экранных постановок роман написан в жанре «фантастической реальности», особенность которого в том, что нам не важна грань между зримым и угадываемым, подлинным и немного волшебным. Романа Диккенса – это предметно суровая, но чувственно отражённая и непредсказуемая реальность.
Следует отметить, что слово «надежды» в названии романа - это «expectations», то есть «грядущее наследство» в английском языке викторианской эпохи, поэтому в романе и фильме мы видим максимальную сюжетную взаимосвязанность темы денег и психологии героев.
Сюжет настолько увлекателен, что не стоит портить его пересказом. Однако, стоит сказать об основных темах заднего плана.
Во-первых, «Большие надежды» — это оптимистический «роман взросления» главного героя Пипа, который был воспитан в простой деревенской ремесленной среде кузнечного подмастерья, но возмечтал стать джентльменом, чтобы покорить сердце надменной девочки из аристократического дома Эстеллы. Это желание было чудесным образом исполнено неизвестным покровителем, который, появляясь в разных лицах и стал фабулой экранного повествования.
По теории мономифа, путешествующего в океане человеческого общества и преображенного героя ждёт возвращение к истокам – к духовному брату кузнецу Джо Гарджери (Джейсон Флеминг) и потрясающе умной крестьянке и его молодой учительнице Бидди (Джейси Кейв).
Маргинальность и неуверенность в себе взрослеющего героя, чувствующего себя лишним среди акул и пираний Лондона, проходит, когда рядом настоящий друг Герберт Покет (Олли Александер).
Пип вынес для себя из водоворота разочарований несколько секретов жизни, соль любого стоящего романа: завоевание места в обществе не равноценно завоеванию сердца красавицы; лучше принимать истину своего предназначения в начале, а не в середине жизни; деньги – это всего лишь деньги, не влияющие на внутреннюю силу или слабость человека; благородство измеряется знанием себя-людей-судеб, полученным в борьбе; власть (положение и связи) – это квинтэссенция образования и воспитания, дающие статус будущему роду; совместный труд гарантирует незыблемые ценности бескорыстной дружбы и преданности; юристы и банкиры, питаются фантазёрами; свобода торговли – это восторг от непредсказуемого успеха.
Мэгвич, движущая сила экранного повествования, обменял свою жизнь на жизнь Пипа. В этом они схожи с другим титаническим персонажем Виктора Гюго из «Отверженных» Жаном Вольжаном.
Мне показалось, что в фильме особенно интересно показана мода на статус «джентльмена», подражателя родового аристократа. Ведь джентльмен – это более содержательный и по-английски многоплановый, но аналог разночинцу-интеллигенту в России со своей мнимой природной свободой от тяжелого труда и стеснённых обстоятельств жизни под предлогом крайне поверхностной образованности и путанному свободомыслию.