Первый вопрос: а Вы согласны с этим тезисом?
Я был невольным участником ситуации: на "деловом завтраке", как сейчас называют деловые завтраки, зашёл спор о маркетинге бренда.
Группа людей из пяти человек живо обменивалась мнениями, спорили немного о крупных компаниях и их возможностях, о том, что цвета не работают, потому что в одной нише есть крупные киты всех цветов и так далее.
Мне было интересно, но в маркетинге я соображаю посредственно, поэтому не встревал. А вот сосед по столику встрял.
Этот парень лет 35 выглядел как все остальные за исключением одной детали - у него была не вымыта голова. И это было отлично видно.
И я отлично помню момент, когда спикер тихо сказал своему коллеге "какая разница что сейчас скажет этот?"
Понятно, что психолог сразу видит манипуляцию, но я не понял, зачем манипулировать? Чего добиваться, ты же спикер, ты пользуешься уважением?
Дело в том, что парень с немытой головой - один из самых крутых спецов, как мне объяснили позже, настолько крутых, что про внешность он думал в последнюю очередь.
А вот спикер мероприятия использовал
логическую ошибку "Апелляция к личности".
Суть её в том, чтобы увести фокус, а мы знаем, что в каждой манипуляции есть смена фокуса, внимания с ценного мнения человека на его какой-то атрибут - рваная рубашка, немытая голова, носки неподходящие под ботинки, на что угодно, главное убрать ценность мнения.
И вот я думаю:
1. С одной стороны, это, безусловно, манипуляция.
2. С другой стороны, в нашей культуре немытая голова считается неуважением к коллективу или микросоциуму.
И вот уместно ли лишать голоса и мнения в таких ситуациях.