Найти тему
TATA TARA 108

Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников.

 Пачамама https://permaculturepower.wordpress.com/2012/02/13/mother-earth/
Пачамама https://permaculturepower.wordpress.com/2012/02/13/mother-earth/

Пачама́ма, Ма́ма Па́ча — (кечуа Pacha Mama, Мать-Земля, от кечуа pacha «мир, пространство, время, Вселенная» и кечуа mama «мать») — одно из главных женских божеств в мифологии кечуа, богиня земли и плодородия. Согласно некоторым мифам, Пачамама является прародительницей человечества. Её символ — верхняя часть инкского креста, так называемая чакана.

Вот как гово­рят о Пача­маме «Арген­тин­ские сказки»: «Пача­мама – покро­ви­тель­ница всех живот­ных, что оби­тают в горах. Она там пол­но­власт­ная хозяйка. И сама Пача­мама живет в горах; от нее пол­но­стью зави­сит, будет ли год уро­жай­ным или она нака­жет людей и нашлет на них недород.

Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников. Источник изображения : https://takiruna.com/2020/07/29/pachamama-te-ama/
Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников. Источник изображения : https://takiruna.com/2020/07/29/pachamama-te-ama/

Для того, чтобы скот хорошо пло­дился, про­сят Пача­маму. И не про­сто про­сит, а  соору­жают «апа­чету» [apachiqta] и складывают возле загона для скота «илью» [illa].

Апа­чета – обря­до­вая пира­мида из кам­ней в Андах. Апа­чету делает пут­ник, поме­стив под ниж­ний камень при­но­ше­ние Пача­маме, чтобы она была к нему бла­го­склонна в дороге. Сни­мок 2009 г. (Каньон Колка)[iii] Источник: http://vicuna.ru/index.php/pacha-mama/
Апа­чета – обря­до­вая пира­мида из кам­ней в Андах. Апа­чету делает пут­ник, поме­стив под ниж­ний камень при­но­ше­ние Пача­маме, чтобы она была к нему бла­го­склонна в дороге. Сни­мок 2009 г. (Каньон Колка)[iii] Источник: http://vicuna.ru/index.php/pacha-mama/

Апа­чету делают из кам­ней: каж­дый, про­ходя мимо, кла­дет неболь­шие камешки, один на дру­гой, и полу­ча­ется невы­со­кая горка, такая акку­рат­ная кучка кам­ней. Апа­чета при­но­сится в дар Пача­маме, и к ней надо отно­ситься с почте­нием. Илья похо­дит на апа­чету, но только скла­ды­вают эту горку не из кам­ней, а из поле­ньев. И поле­нья при­над­ле­жат только Пача­маме, их никто нико­гда не дол­жен тро­гать. Правда, если у кого-нибудь в доме слу­ча­ется страш­ная неудача и нет ни одной щепки, чтобы раз­ве­сти огонь, а на дворе выпало много снега, то про­сят раз­ре­ше­ния у Пача­мамы и берут несколько поленьев. Еще апа­чету соору­жают на скло­нах гор во время подъ­ема вверх в бла­го­дар­ность Пача­маме за доз­во­ле­ние добраться до нуж­ного места, а также про­сят ее не насы­лать падеж на вьюч­ных животных. Пача­маме сле­дует при­но­сить дары. На апа­чету и илью бро­сают шарики пере­же­ван­ной коки, кото­рые назы­ва­ются «акуйко» [akuyku], и поли­вают их тон­кой струй­кой спирта или вина. Чаще всего такие дары при­но­сят во время клей­ме­ния скота или когда под­ко­вы­вают живот­ных. Земля, где скла­ды­вают дары Пача­маме, счи­та­ется свя­щен­ной». Пача­маме покло­ня­ются в тече­ние всего года. Глав­ной цере­мо­нией в ее честь явля­ется пагопаго Пача­маме, или паго земле (pago a la tierra). Оно про­во­дится по опре­де­лен­ному слу­чаю, а во мно­гих местах также в первую пят­ницу каж­дого месяца и весь август.

Потомки инков — индейцы кечуа — и потомки их бывших подданных — индейцы аймара — почитают Пачамаму и в наши дни. Во многих местах ей приносят жертву перед любыми праздниками и собраниями, выливая на землю немного чичи (кукурузного пива). Такой обряд называется «чайа» (challa). Он же совершается перед началом нового дела, отправлением в поездку и т.д. Источник: https://shuwany.com/2014/08/%D0%BF%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%83-%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D0%BD/#lightbox[18810]/9/
Потомки инков — индейцы кечуа — и потомки их бывших подданных — индейцы аймара — почитают Пачамаму и в наши дни. Во многих местах ей приносят жертву перед любыми праздниками и собраниями, выливая на землю немного чичи (кукурузного пива). Такой обряд называется «чайа» (challa). Он же совершается перед началом нового дела, отправлением в поездку и т.д. Источник: https://shuwany.com/2014/08/%D0%BF%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%83-%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D0%BD/#lightbox[18810]/9/

В Перу суще­ствует день Пача­мамы. Это 1 августа.

Инки счи­тали, что ко дню зим­него солн­це­сто­я­ния (21 июня) Солнце и Земля очень осла­бе­вали и были вынуж­дены отды­хать для вос­ста­нов­ле­ния сил. Этот отдых закан­чи­вался к 1 авгу­ста, т.е. через 40 дней после 21 июня (когда завер­шался сбор уро­жая). Через 40 дней Земля, как и жен­щина после родов, ста­но­ви­лась абсо­лютно здо­ро­вой и была готова к новому зача­тию. Поэтому день 1 авгу­ста отме­чался как один из празд­ни­ков Матери-Земли, или Пача­мамы. С этого вре­мени при­ни­ма­лись очи­щать поля для поса­док. Чистили также жилища и в четы­рех углах дома и поля сжи­га­лись аро­мат­ные смолы. Празд­ник начи­нался с жерт­во­при­но­ше­ний ламы и вику­ньи во всех хра­мах на зем­лях инков. В пол­день, когда солнце сто­яло высоко, люди обни­ма­лись и забы­вали все обиды, оскорб­ле­ния. Пача­мама, или Мать-Земля снова начи­нала свой жиз­нен­ный цикл.

https://www.unimondo.org/Paesi/Americhe/America-meridionale/Peru/Feste
https://www.unimondo.org/Paesi/Americhe/America-meridionale/Peru/Feste

Счи­та­ется, что Пача­мама «ожи­вает» в авгу­сте, наступ­ле­ние кото­рого зна­ме­нует собой начало сель­ско­хо­зяй­ствен­ного сезона. Она готова при­нять семена. При­шла пора про­ве­сти цере­мо­нии для повы­ше­ния уро­жая рас­те­ний и уве­ли­че­ния при­плода живот­ных. Нужно накор­мить Мать-Землю. Ведь в авгу­сте она осо­бенно голодна.

Пача­мама https://www.deviantart.com/futurerender/art/Pachamama-the-Andean-Earth-Mother-goddess-1019009952
Пача­мама https://www.deviantart.com/futurerender/art/Pachamama-the-Andean-Earth-Mother-goddess-1019009952

Цере­мо­нии покло­не­ния Пача­маме и время их про­ве­де­ния варьи­ру­ются в зави­си­мо­сти от мест и обычаев.

В север­ных Андах во время цере­мо­нии копают яму, в кото­рую кла­дут гли­ня­ный гор­шок с едой, хлеб и кон­феты, поча­ток куку­рузы, бутылку чичи или водки, табак и листья коки, чтобы покор­мить Пача­маму. Над ямой затем делают апа­чету.

Община Кьеро (Q’ero), нахо­дя­ща­яся в про­вин­ции Пау­кар­тамбо (Paucartambo) Цен­траль­ных Анд, паго земле про­во­дит два раза в год: в фев­рале, чтобы про­сить о бла­го­со­сто­я­нии аль­пак, и в авгу­сте, чтобы помо­литься за здо­ро­вье лам. Паго начи­на­ется в сумер­ках и про­дол­жа­ется всю ночь. Во время паго гото­вится пакет с при­но­ше­ни­ями, кото­рый затем сжи­га­ется в спе­ци­аль­ном алтаре. По этому слу­чаю соби­ра­ются род­ствен­ники и соседи. На празд­ник они при­но­сят боль­шое коли­че­ство еды и напит­ков, кото­рыми и уго­ща­ются, в то время как несколько муж­чин испол­няют уми­ро­тво­ря­ю­щие мело­дии.

При сжи­га­нии дес­пачо про­из­но­сится молитва, подоб­ная следующей:

«Пача­мама, отдаю тебе долж­ное тем, что служу тебе в авгу­сте, в начале года. Ты, кото­рая насы­щает меня, прими это при­но­ше­ние. Ты кор­мишь меня, как мать, своей гру­дью, или как птица кор­мит птен­цов. Мило­стиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болез­ням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо про­живу еще один год».

Рритуалы в честь Пачамамы происходят на протяжении всего года. Однако особенно обилен в этом смысле август. Например, в Перу 1 августа считается началом года у кечуа и аймара. В разных местах этот праздник носит разные названия:Pachamama Raymi, Wataqallariy, Kinturaymi. https://shuwany.com/2014/08/%D0%BF%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%83-%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D0%BD/#lightbox[18810]/9/
Рритуалы в честь Пачамамы происходят на протяжении всего года. Однако особенно обилен в этом смысле август. Например, в Перу 1 августа считается началом года у кечуа и аймара. В разных местах этот праздник носит разные названия:Pachamama Raymi, Wataqallariy, Kinturaymi. https://shuwany.com/2014/08/%D0%BF%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%83-%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D0%BD/#lightbox[18810]/9/

Риту­алы бла­го­дар­но­сти земле за дары, кото­рые питают их, анд­ские кре­стьяне тра­ди­ци­онно про­во­дят и после сбора уро­жая. В Пуно, где живут аймары, цере­мо­ния начи­на­ется в пол­ночь и про­дол­жа­ется до зари. Руко­во­дит цере­мо­нией ятири (yatiri). Так аймары назы­вают анд­ского свя­щен­ника. Во время цере­мо­нии делают хоро­шего раз­мера отвер­стие в земле, укра­шают его, а затем под пес­но­пе­ния и молитвы запол­няют при­но­ше­ни­ями. В конце отвер­стие засы­пают зем­лей, и землю поли­вают (поят) лике­ром или фрук­то­вым соком.

Аймары, живу­щие в Арген­тине также молятся Пача­маме круг­лый год, но глав­ный празд­ник в ее честь отме­чают в раз­гар сбора уро­жая, в июле. Он длится несколько дней, от вос­кре­се­нья до вос­кре­се­нья, и по сути пред­став­ляет собой насто­я­щий кар­на­вал. Мать-Землю обильно «уго­щают» – посы­пают мукой и листьями коки, фрук­тами и празд­нич­ной сне­дью, поли­вают чичей, «дают поку­рить», усы­пая сига­ре­тами.

Алко­голь – обя­за­тель­ная состав­ля­ю­щая при­но­ше­ний. Аймары счи­тают, что только он может пога­сить жажду Матери-Земли. Поэтому на про­тя­же­нии года, прежде чем пить алко­голь, немного жид­ко­сти выплес­ки­вают на землю. На празд­нике же алко­голя на землю льется немало. Муж­чины выкри­ки­вают молитвы, бла­го­да­рят  богиню и льют на землю пиво.

ТИВАНАКУ, Боливия. Шаманы Аймара участвуют в церемонии зимнего солнцестояния в городе Тиуанако, в 70 км от Ла-Паса, когда солнцестояние совпадает с Новым годом Аймара. Фото: REUTERS  https://www.flickr.com/photos/eluniversocom/5857758351
ТИВАНАКУ, Боливия. Шаманы Аймара участвуют в церемонии зимнего солнцестояния в городе Тиуанако, в 70 км от Ла-Паса, когда солнцестояние совпадает с Новым годом Аймара. Фото: REUTERS https://www.flickr.com/photos/eluniversocom/5857758351

В Боливии у Пачамамы есть еще один день особого почитания, который поддерживается на государственном уровне как часть национального культурного наследия. Это Martes de challa («Вторник чайи») — он отмечается в завершение Масленицы, в так называемый «Жирный вторник» (у католиков — карнавал накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста). Это переходящая дата, обычно она выпадает на февраль-март.
В этот день люди копают небольшие ямы в земле, куда складывают дары для Пачамамы: еду, конфеты, ладан, листья коки, алкоголь, цветы, фрукты, деньги, сигареты, иногда даже золотые и серебряные статуэтки. Дома, деревья в саду, автомобили, рабочие места украшают для праздника воздушными шарами и цветами, люди надевают на себя ленты и серпантин. Принято также запускать петарды и фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов.

В Боливии у Пачамамы есть еще один день особого почитания, который поддерживается на государственном уровне как часть национального культурного наследия. Это Martes de challa («Вторник чайи»).  2018 год . Мэр (ы) Хосе Суньига, директор Conadi, Кармен Тупа, мэр Камаронеса, Иван Ромеро, губернатор Арики Франц Кастро, региональные власти и община аймара, базирующаяся в городе, приняли участие в Pawa. http://www.intendenciaaricaparinacota.gov.cl/noticias/martes-challa-fue-celebrado-por-autoridades-regionales-en-conadi/
В Боливии у Пачамамы есть еще один день особого почитания, который поддерживается на государственном уровне как часть национального культурного наследия. Это Martes de challa («Вторник чайи»). 2018 год . Мэр (ы) Хосе Суньига, директор Conadi, Кармен Тупа, мэр Камаронеса, Иван Ромеро, губернатор Арики Франц Кастро, региональные власти и община аймара, базирующаяся в городе, приняли участие в Pawa. http://www.intendenciaaricaparinacota.gov.cl/noticias/martes-challa-fue-celebrado-por-autoridades-regionales-en-conadi/

В свое время, после испанского завоевания и насильственного крещения индейцев, образ Пачамамы стал сливаться с образом Девы Марии. Миссионеры поддерживали это, чтобы ускорить переход местных жителей в католичество. Вот, например, очень интересная икона Богородицы, написанная в начале XVIII века, которая находится в соборе города Потоси (Potosi) в Боливии. Недалеко от города возвышается гора Серро-Рико (Cerro Rico), знаменитая своими серебряными копями. В ее недрах скрывается одно из крупнейших в мире месторождений, содержащее 540 млн. т серебряной руды.

Дева Мария Серро-Рико (начало XVIII века, Мельхор Перес де Хольгуин).
Дева Мария Серро-Рико (начало XVIII века, Мельхор Перес де Хольгуин).

Месторождение активно разрабатывалось в XVII-XVIII веках, после чего стало истощаться. Однако добыча там ведется по сей день, в шахтах работают около 15 тыс. человек. Из-за плохих условий труда и частых аварий средняя продолжительность жизни горняков в Потоси — 40 лет. А саму Серро-Рико прозвали «горой, которая пожирает людей».
Образ Мадонны был создан, чтобы горняки обращались к нему с молитвами о защите. Его автор — Мельхор Перес де Хольгуин (Melchor Pérez de Holguín), художник местного происхождения. Случайно или намеренно он изобразил Деву Марию так, как принято изображать Пачамаму. Ее силуэт напоминает гору, по склонам которой перемещаются миниатюрные люди. Рядом с Мадонной помещены солнце и луна, подчеркивая ее роль (точнее, роль Пачамамы, образ которой она унаследовала) как Хозяйки вселенной.
Икона находится сейчас в музее Casa de la Moneda (Монетный двор) в Потоси. До сих пор в шахтах Серро-Рико горняки ставят изображения Пачамамы, украшая их серпантином и оставляя подношения.

© iStock/zanskar  Гора Серро-Рико — образ Мадонны стилизован под ее очертания.
© iStock/zanskar Гора Серро-Рико — образ Мадонны стилизован под ее очертания.

В Аргентине, где также живут потомки инков, есть собственный Музей Пачамамы, который находится в Амаича-дель-Вайе (Amaicha del Valle) — поселке, где живет одна из старейших общин индейцев на севере страны. В музее собрана богатая коллекция, раскрывающая обычаи, искусство и материальную культуру коренных народов Анд. Каждый год в феврале там проходит празднество в честь Пачамамы. Процессию возглавляет старейшая жительница общины.

Аргентина. Во дворике музея  Пачамамы, который находится в Амаича-дель-Вайе (Amaicha del Valle Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/239324167681840382/
Аргентина. Во дворике музея Пачамамы, который находится в Амаича-дель-Вайе (Amaicha del Valle Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/239324167681840382/

В наши дни образ Пачамамы приобрел политическое значение. В Боливии праздники в ее честь поддерживаются на государственном уровне. А в Перу президент Алехандро Толедо (занимал этот пост с 2001 по 2006 годы) провел свою инаугурацию в Мачу-Пикчу — древнем городе инков, который является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Инаугурация включала в себя подношения Пачамаме, проведенные одним из старейшин народа кечуа.
Обряды в честь Пачамамы привлекают множество иностранцев, чем пользуются туристические агенства Перу, Аргентины и Боливии. Ритуалы специально для туристов и с их участием проводятся, например, в том же Мачу-Пикчу или Куско (Перу). От этого экономика получает дополнительные бонусы, однако многие кечуа обеспокоены тем, что их религиозная культура упрощается и деградирует, превращаясь в аттракцион для туристов.

 Древний город Мачу-Пикчу, о котором сложено сотни легенд и мифов, располагается в самом сердце Анд. Множество тайн окутывает это загадочное место, укрытое неприступными скалами. Их вершины и крутые склоны покрывают густые леса. Несколько тысячелетий назад здесь располагалось поселение инков. https://www.vsedostoprimechatelnosti.ru/dostoprimechatelnosti/machu-pikchu-peru.html
Древний город Мачу-Пикчу, о котором сложено сотни легенд и мифов, располагается в самом сердце Анд. Множество тайн окутывает это загадочное место, укрытое неприступными скалами. Их вершины и крутые склоны покрывают густые леса. Несколько тысячелетий назад здесь располагалось поселение инков. https://www.vsedostoprimechatelnosti.ru/dostoprimechatelnosti/machu-pikchu-peru.html

Современные изображения Пачамамы:

https://pixels.com/featured/pachamama-arianna-ruffinengo.html?product=greeting-card
https://pixels.com/featured/pachamama-arianna-ruffinengo.html?product=greeting-card

https://ru.pinterest.com/pin/470063279827478142/
https://ru.pinterest.com/pin/470063279827478142/

https://www.minxandmuse.com/blog/pachamama
https://www.minxandmuse.com/blog/pachamama

http://vicuna.ru/index.php/pacha-mama/