Пачама́ма, Ма́ма Па́ча — (кечуа Pacha Mama, Мать-Земля, от кечуа pacha «мир, пространство, время, Вселенная» и кечуа mama «мать») — одно из главных женских божеств в мифологии кечуа, богиня земли и плодородия. Согласно некоторым мифам, Пачамама является прародительницей человечества. Её символ — верхняя часть инкского креста, так называемая чакана.
Вот как говорят о Пачамаме «Аргентинские сказки»: «Пачамама – покровительница всех животных, что обитают в горах. Она там полновластная хозяйка. И сама Пачамама живет в горах; от нее полностью зависит, будет ли год урожайным или она накажет людей и нашлет на них недород.
Для того, чтобы скот хорошо плодился, просят Пачамаму. И не просто просит, а сооружают «апачету» [apachiqta] и складывают возле загона для скота «илью» [illa].
Апачету делают из камней: каждый, проходя мимо, кладет небольшие камешки, один на другой, и получается невысокая горка, такая аккуратная кучка камней. Апачета приносится в дар Пачамаме, и к ней надо относиться с почтением. Илья походит на апачету, но только складывают эту горку не из камней, а из поленьев. И поленья принадлежат только Пачамаме, их никто никогда не должен трогать. Правда, если у кого-нибудь в доме случается страшная неудача и нет ни одной щепки, чтобы развести огонь, а на дворе выпало много снега, то просят разрешения у Пачамамы и берут несколько поленьев. Еще апачету сооружают на склонах гор во время подъема вверх в благодарность Пачамаме за дозволение добраться до нужного места, а также просят ее не насылать падеж на вьючных животных. Пачамаме следует приносить дары. На апачету и илью бросают шарики пережеванной коки, которые называются «акуйко» [akuyku], и поливают их тонкой струйкой спирта или вина. Чаще всего такие дары приносят во время клеймения скота или когда подковывают животных. Земля, где складывают дары Пачамаме, считается священной». Пачамаме поклоняются в течение всего года. Главной церемонией в ее честь является паго – паго Пачамаме, или паго земле (pago a la tierra). Оно проводится по определенному случаю, а во многих местах также в первую пятницу каждого месяца и весь август.
В Перу существует день Пачамамы. Это 1 августа.
Инки считали, что ко дню зимнего солнцестояния (21 июня) Солнце и Земля очень ослабевали и были вынуждены отдыхать для восстановления сил. Этот отдых заканчивался к 1 августа, т.е. через 40 дней после 21 июня (когда завершался сбор урожая). Через 40 дней Земля, как и женщина после родов, становилась абсолютно здоровой и была готова к новому зачатию. Поэтому день 1 августа отмечался как один из праздников Матери-Земли, или Пачамамы. С этого времени принимались очищать поля для посадок. Чистили также жилища и в четырех углах дома и поля сжигались ароматные смолы. Праздник начинался с жертвоприношений ламы и викуньи во всех храмах на землях инков. В полдень, когда солнце стояло высоко, люди обнимались и забывали все обиды, оскорбления. Пачамама, или Мать-Земля снова начинала свой жизненный цикл.
Считается, что Пачамама «оживает» в августе, наступление которого знаменует собой начало сельскохозяйственного сезона. Она готова принять семена. Пришла пора провести церемонии для повышения урожая растений и увеличения приплода животных. Нужно накормить Мать-Землю. Ведь в августе она особенно голодна.
Церемонии поклонения Пачамаме и время их проведения варьируются в зависимости от мест и обычаев.
В северных Андах во время церемонии копают яму, в которую кладут глиняный горшок с едой, хлеб и конфеты, початок кукурузы, бутылку чичи или водки, табак и листья коки, чтобы покормить Пачамаму. Над ямой затем делают апачету.
Община Кьеро (Q’ero), находящаяся в провинции Паукартамбо (Paucartambo) Центральных Анд, паго земле проводит два раза в год: в феврале, чтобы просить о благосостоянии альпак, и в августе, чтобы помолиться за здоровье лам. Паго начинается в сумерках и продолжается всю ночь. Во время паго готовится пакет с приношениями, который затем сжигается в специальном алтаре. По этому случаю собираются родственники и соседи. На праздник они приносят большое количество еды и напитков, которыми и угощаются, в то время как несколько мужчин исполняют умиротворяющие мелодии.
При сжигании деспачо произносится молитва, подобная следующей:
«Пачамама, отдаю тебе должное тем, что служу тебе в августе, в начале года. Ты, которая насыщает меня, прими это приношение. Ты кормишь меня, как мать, своей грудью, или как птица кормит птенцов. Милостиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болезням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо проживу еще один год».
Ритуалы благодарности земле за дары, которые питают их, андские крестьяне традиционно проводят и после сбора урожая. В Пуно, где живут аймары, церемония начинается в полночь и продолжается до зари. Руководит церемонией ятири (yatiri). Так аймары называют андского священника. Во время церемонии делают хорошего размера отверстие в земле, украшают его, а затем под песнопения и молитвы заполняют приношениями. В конце отверстие засыпают землей, и землю поливают (поят) ликером или фруктовым соком.
Аймары, живущие в Аргентине также молятся Пачамаме круглый год, но главный праздник в ее честь отмечают в разгар сбора урожая, в июле. Он длится несколько дней, от воскресенья до воскресенья, и по сути представляет собой настоящий карнавал. Мать-Землю обильно «угощают» – посыпают мукой и листьями коки, фруктами и праздничной снедью, поливают чичей, «дают покурить», усыпая сигаретами.
Алкоголь – обязательная составляющая приношений. Аймары считают, что только он может погасить жажду Матери-Земли. Поэтому на протяжении года, прежде чем пить алкоголь, немного жидкости выплескивают на землю. На празднике же алкоголя на землю льется немало. Мужчины выкрикивают молитвы, благодарят богиню и льют на землю пиво.
В Боливии у Пачамамы есть еще один день особого почитания, который поддерживается на государственном уровне как часть национального культурного наследия. Это Martes de challa («Вторник чайи») — он отмечается в завершение Масленицы, в так называемый «Жирный вторник» (у католиков — карнавал накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста). Это переходящая дата, обычно она выпадает на февраль-март.
В этот день люди копают небольшие ямы в земле, куда складывают дары для Пачамамы: еду, конфеты, ладан, листья коки, алкоголь, цветы, фрукты, деньги, сигареты, иногда даже золотые и серебряные статуэтки. Дома, деревья в саду, автомобили, рабочие места украшают для праздника воздушными шарами и цветами, люди надевают на себя ленты и серпантин. Принято также запускать петарды и фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов.
В свое время, после испанского завоевания и насильственного крещения индейцев, образ Пачамамы стал сливаться с образом Девы Марии. Миссионеры поддерживали это, чтобы ускорить переход местных жителей в католичество. Вот, например, очень интересная икона Богородицы, написанная в начале XVIII века, которая находится в соборе города Потоси (Potosi) в Боливии. Недалеко от города возвышается гора Серро-Рико (Cerro Rico), знаменитая своими серебряными копями. В ее недрах скрывается одно из крупнейших в мире месторождений, содержащее 540 млн. т серебряной руды.
Месторождение активно разрабатывалось в XVII-XVIII веках, после чего стало истощаться. Однако добыча там ведется по сей день, в шахтах работают около 15 тыс. человек. Из-за плохих условий труда и частых аварий средняя продолжительность жизни горняков в Потоси — 40 лет. А саму Серро-Рико прозвали «горой, которая пожирает людей».
Образ Мадонны был создан, чтобы горняки обращались к нему с молитвами о защите. Его автор — Мельхор Перес де Хольгуин (Melchor Pérez de Holguín), художник местного происхождения. Случайно или намеренно он изобразил Деву Марию так, как принято изображать Пачамаму. Ее силуэт напоминает гору, по склонам которой перемещаются миниатюрные люди. Рядом с Мадонной помещены солнце и луна, подчеркивая ее роль (точнее, роль Пачамамы, образ которой она унаследовала) как Хозяйки вселенной.
Икона находится сейчас в музее Casa de la Moneda (Монетный двор) в Потоси. До сих пор в шахтах Серро-Рико горняки ставят изображения Пачамамы, украшая их серпантином и оставляя подношения.
В Аргентине, где также живут потомки инков, есть собственный Музей Пачамамы, который находится в Амаича-дель-Вайе (Amaicha del Valle) — поселке, где живет одна из старейших общин индейцев на севере страны. В музее собрана богатая коллекция, раскрывающая обычаи, искусство и материальную культуру коренных народов Анд. Каждый год в феврале там проходит празднество в честь Пачамамы. Процессию возглавляет старейшая жительница общины.
В наши дни образ Пачамамы приобрел политическое значение. В Боливии праздники в ее честь поддерживаются на государственном уровне. А в Перу президент Алехандро Толедо (занимал этот пост с 2001 по 2006 годы) провел свою инаугурацию в Мачу-Пикчу — древнем городе инков, который является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Инаугурация включала в себя подношения Пачамаме, проведенные одним из старейшин народа кечуа.
Обряды в честь Пачамамы привлекают множество иностранцев, чем пользуются туристические агенства Перу, Аргентины и Боливии. Ритуалы специально для туристов и с их участием проводятся, например, в том же Мачу-Пикчу или Куско (Перу). От этого экономика получает дополнительные бонусы, однако многие кечуа обеспокоены тем, что их религиозная культура упрощается и деградирует, превращаясь в аттракцион для туристов.
Современные изображения Пачамамы:
http://vicuna.ru/index.php/pacha-mama/