"Вскоре она поднялась и обвела глазами мертвую комнату, ища пера и бумаги. Но ничего такого здесь не было, и тогда она достала из кармана желтые таблички слоновой кости в оправе из потускневшего золота и стала писать на них карандашом в потускневшем золотом футляре, который висел у нее на шее"
Диккенс Ч.
И картина, и цитата – об одном и том же. Речь идет о карне или агенде – бальной книжечке.
Красивая и необходимая вещица для дамы на балу.
В такие книжечки записывали имена кавалеров, с которыми дама будет танцевать. Выполняла она ряд функций. Во-первых, не забыть, кому обещан танец, так как приглашения делались заранее. Потому что два кавалера, получившие согласие одной дамы на один и тот же танец, могли затем встретиться и на дуэли.
Во-вторых,поддержание репутации девушки. Много танцев с одним кавалером танцевать нельзя, например, так как будет много пересудов. Ведь до официального сватовства такие действия могли привести к потере репутации и девушку могли счесть легкомысленной. Ну и стоять в одиночестве, не быть приглашенной тоже нежелательно. Чтобы девица избежала такой ситуации, старшие принимали определенные усилия. Вот, например ситуация из «Войны и мира» Л. Толстого, где Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку. —« Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал он.»
На самом балу получить приглашение на танец можно было только на промежуточные танцы, такие, как падеспан, падекарт и др. Мазурки, котильоны и кадрили были расписаны заранее.
Понятно, что полностью заполненный список в книжечке говорил об успехе дамы на балу. Но хвастаться этими книжечками, согласно этикету, запрещалось, чтобы не сделать больно менее успешным или тем, кто танцевать уже не может. Тем не менее, книжечками со списками, конечно же, хвастались.
Карне со временем превратились в настоящие произведения искусства и выполнялась ювелирами. Карне, листочки в которых были сделаны из слоновой кости были популярны особенно, так как были долговечны. Карандашом делались записи на таких листочках, а затем стирались. Были и более простые варианты книжечек. Позже их выдавали по прибытии на бал.
Тебя, должно быть, удивят мои восторги по поводу каких-то листочков бумаги. Но какие это прелестные листочки, они издают аромат кокетства, они полны нежных тайн! Какой длинный список влюбленных, где каждое имя - клятва верности, каждая страница - целый вечер триумфов и поклонения! Что за волшебная книжечка, - она так и дышит любовью! Непросвещенный прочтет в ней одни лишь ничего не говорящие имена, а девушка, скользнув по странице беглым взглядом, тотчас увидит здесь свидетельство своей красоты и вызванного ею восхищения! Каждый приходит в свою очередь принести дань своей преданности, каждый приходит оставить свое признание в любви. И разве эти сотни подписей на самом деле не объяснения в любви?
Э. Золя. "Бальная книжечка"
Бальная книжечка нередко представляла собой ювелирное изделие в полном смысле слова: «Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой. Внутри книжки было несколько листочков, чаще всего из слоновой кости, на цепочке - серебряный карандашик, и при помощи специального колечка она прикреплялась к поясу бального платья».
И в-третьих, такая книжечка – память о юности в свои более зрелые годы. О том, как танцевала на балах и какому количеству мужчин была симпатична, по меньшей мере.
Мужчины тоже стали пользоваться карне, но чуть позже.
Понравилась статья? Буду благодарна за лайки и комментарии. Еще интересное можно найти здесь.