Этот запрос всегда актуален и, наверное, останется таковым навсегда. По крайней мере, до тех пор, пока у нас существует система образования. Образ с радостью бегущего в школу ученика может в любой момент вдребезги разбиться о реальность – даже в самом первом классе.
Причин нежелания учиться может быть множество, рассмотрим основные из них.
- Одна из самых распространенных причин – это неблагоприятная атмосфера в семье. Дети очень тяжело переживают взрослые конфликты и неурядицы, какая может быть в это время учеба? Да, возможно у детей постарше – в подростковом возрасте – неудовлетворенная потребность в безопасности и любви может сублимироваться в учебу, но это бывает редко.
- Ребенок в принципе не понимает, зачем ему учиться. Даже первоклассники, чья психика находится на пике любознательности, могут приходить в школу с полным отсутствием мотивации, если эта любознательность никак не поощрялась и не развивалась. К тому же, ребенка нужно психологически готовить к тому, что он пойдет в школу. Мотивацию к учебе ребенок может потерять на любом этапе образования.
- Проблемы в школе – с одноклассниками, учителями, любого характера. К счастью, эту проблему распознать достаточно легко – об этом будет сигнализировать полное нежелание ребенка посещать школу, плохое настроение после занятий, повышенная усталость. При обнаружении подобных проявлений нужно сразу выяснить, в чем дело, и начать работать с ситуацией.
- У ребенка есть какие-либо комплексы или внешние особенности, а сверстники дразнят его за это. Например, дефекты речи, брекеты и т.п. Тогда ребенок логично будет не хотеть идти в школу или стараться стать менее заметным, только бы не привлекать внимание обидчиков.
- Ребенок попал в окружение ребят, которые не хотят учиться. Это часто бывает в подростковом возрасте, когда детям важно быть «такими, как все», поэтому нужно очень внимательно относиться к кругу общения ребенка.
- Гиперопека и контроль со стороны родителе й также негативно сказываются на желании детей учиться. Да, кто-то будет бояться и под страхом наказания выполнять задания и приносить пятерки, а те, за кого всегда всё делают родители, рано или поздно совсем утратят интерес к получению новых знаний. Да и какой вообще смысл в такой учебе?
- Ребенок изначально не «блистал» гениальностью (что вполне нормально), учился посредственно, а потом и вовсе перестал видеть смысл в учебе, так как оценки у него всё равно плохие. В этом случае очень важно донести до ребенка, что главное в этом процессе – новые знания и умения, а не оценки.
Особо хочется отметить также тот факт, что существует немало детей с когнитивными особенностями - для них традиционный подход к обучению не подойдет. Это не значит, что эти дети отстающие или имеют проблемы с психикой, просто у них другое восприятие мира.
И еще одна важная заметка – ребенок может не хотеть учиться просто потому, что у него нет сил. Это может быть вследствие хронических заболеваний, дефицитов витаминов и микроэлементов, а также банальной перегруженности и усталости.
Нравилось ли вам учиться?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru