Про элетромобили, мотоциклы и велосипеды информации много, разнообразной от исторической до современной. А вот про интересный и необычный электротрактор знают не все. Хотя уже в сороковых годах прошлого века в СССР велись разработки и испытания такой машины. В сети можно найти информацию и о нем, конечно, а вот на «НМ» про такой невероятный трактор еще не было. Исправляемся!
Идейными вдохновителями и главными разработчиками нужно считать д.т.н. Листова П.Н. и инженера Стеценко В.Г., работавших над проектом в во Всесоюзном институте электрификации сельского хозяйства. Разумеется разработка велась не от «хорошей жизни» - дизельного топлива попросту не хватало везде где оно было нужно. И в 1952 году свет увидел первая партия (пусть и небольшая, всего три десятка штук) странных и непривычных тракторов ХТЗ-12.
А прообразом будущего электротрактора стала экспериментальная модель, построенная на базе СХТЗ-НАТИ, гусеничного трактора, в котором был удален ДВС и установлен тридцати восьми киловаттный электрический двигатель, питающийся от трехфазного переменного тока, напряжением 1000 В. Ни ходовая часть ни трансмиссия изменениям не подвергалась. Питание подавалось по кабелю с передвижных трансформаторных подстанций или с полевых электростанций. Для того, чтобы разместить кабель на тракторе, а длина его составляла порядка 750 метров, на раме трактора размещался специально разработанный барабан.
В процессе работы на этот барабан электрокабель наматывался или разматывался с него при помощи механизма. Чтобы кабель не попадал под прицепное оборудование, предусматривалась направляющая стрела. Подключение трансформаторной подстанции к линиям передачи электроэнергии осуществлялось при помощи токосъемной мачты.
Такая техническая изощренность позволила трактору обрабатывать до 60 гектар земли без перемещения передвижной трансформаторной подстанции. Разработанная специально для ХТЗ-12 дополнительная кабельная тележка увеличивала площадь обработки до двух сотен гектар! При всем этом для обслуживания трактора требовался всего один человек.
Разумеется, не все было так уж хорошо у такой «экзотической» техники. И самым главным недостатком был кабель питания, который мало того, что изначально стоил больших денег, так еще и изнашивался чрезвычайно быстро. Ну и обычные для электротехники проблемы – нет электричества, не работы. Трактор не мог самостоятельно перетаскивать за собой питающую подстанцию – для этой работы требовался обычный трактор.
И, говоря по-честному, разработка себя просто не оправдала – для нормальной эксплуатации требовались дальнейшие усовершенствования и модификации. Но пришло «время нефти» - были открыты большие месторождения в Казахстане, и все дальнейшие работы по электротрактору были свернуты.
Видео с Youtube-канала Вячеслав Степанов
Фото из открытых источников сети Интернет.
Немного про другие трактора на "НМ":
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!