Вам предлагали услуги по оптимизации налога на прибыль?
Вы считаете, что оптимизация, по сути, не может быть законной? Что это всегда "обход" закона.
Вы с этим согласны?
Мы — не совсем. Законную оптимизацию можно провести по налогу на прибыль, это распределение расходов на прямые и косвенные. Поэтому тема квалификации прямых и косвенных расходов становится все более актуальной.
Налоговые органы при проверках уделяют этой проблеме повышенное внимание, анализируют как список прямых расходов, так и влияние деления расходов на прямые и косвенные на сумму исчисленного налога.
Понятно, что в бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости, а вот в налоговом учете затраты разделяют на косвенные и прямые с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы.
Если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.
Вместе с тем Минфин не дает подробных рекомендаций по вопросам формирования перечня прямых расходов. Поэтому налогоплательщикам важно знать позиции судов и отслеживать тенденции судебной практики.
Возникает вопрос: «Почему бы тогда Минфину не закрепить перечень прямых расходов или методику распределения в нормативном порядке?». Такой вопрос был направлен в ведомство.
В своём ответе Минфин высказался категорически против того, чтобы закреплять в НК РФ полный перечень прямых расходов или общую методику распределения расходов на прямые и косвенные. Налоговый кодекс даёт право компаниям самостоятельно решать, как классифицировать расходы. Чёткие правила прописаны только для торговли. Для остальных сфер бизнеса в законодательстве обозначены общие критерии распределения.
Если посмотреть примеры из судебной практики, то становится очевидным, что позиция Минфина обоснованна, следовательно, нет причин надеяться на появление общей методики или предлагать чиновникам ее разработать.
При этом неправильная классификация расходов в качестве прямых и косвенных неизбежно повлечет искажение базы по налогу на прибыль. Это нарушение является распространенным, в связи с чем в целях усиления контроля включено ФНС в специальный Перечень (документ называется Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю).
При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован.
Таким образом, право организации самостоятельно определять состав налоговых расходов в настоящее время не означает его безграничную свободу в распределении затрат на прямые и косвенные. Организация должна доказать (и обосновать посредством экономически обоснованных показателей) правомерность отнесения тех или иных спорных затрат к косвенным расходам.
Правоприменительной практикой на сегодняшний день сформирован следующий подход: механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.
Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом разъяснений Минфина России и осторожно принимать предложения по оптимизации налога на прибыль!
Хотите лучше разобраться в вопросе? Переходите по ссылке.