Вроде бы как США усердно портит отношения с Поднебесной. Но только не их хедлайнер от бизнеса. Я про Илона Маска. Давайте попробуем разобраться, почему миллиардер идёт против популярной повесточки
Хочу рассказать вам одну историю. Под названием "О боже, построить завод Tesla в Германии слишком сложно".
В 2017 году Tesla Model 3 была запущена в массовое производство, положив конец эре сумасшедшего расходования денег и нерентабельности Tesla.
В последующие два года Tesla испытывала огромное производственное давление. Если не будут расти производственные мощности, не будет расти и прибыль. Поскольку, в прошлом на исследования и разработки тратилось слишком много денег, проценты по долгам Tesla росли каждый день. И пробивали астрономические потолки.
В конце концов, стало ясно одно: если прибыль не сможет покрыть проценты, то Tesla будет находиться в состоянии постоянных убытков только из-за них
С одной стороны, продукция компании в дефиците, с другой стороны, Tesla находится на грани краха и в любой момент может впасть в долговой кризис. Чтобы выйти из ямы, надо всего лишь увеличить производственную мощность и удовлетворить спрос. Только производственная мощность не может быть увеличена.
В 2018 году Маск приехал в Китай и попытался использовать скорость Китая для строительства супермощного завода по расширению производства Tesla. Всего за три месяца Маск достиг соглашения с Шанхаем.
Шанхай предоставил Tesla огромный участок земли по цене 10% от рыночной стоимости для строительства завода. И в то же время предоставил Tesla кредиты на сумму 18,5 млрд юаней, которые находились в дефиците, с годовой процентной ставкой всего в 3,9%.
Эти два условия эквивалентны денежному подарку для компании, но в долгосрочной перспективе, Шанхай деньги не теряет. Потому что Маск пообещал в соглашении, что начиная с 2023 года шанхайская гигафабрика Tesla будет ежегодно выплачивать Китаю налоги в размере не менее 2,23 млрд юаней. В противном случае Tesla вернет землю.
После подписания соглашения Маск узнал, что такое Китайская скорость:
- В октябре 2018 года соглашение было официально подписано.
- В декабре 2018 года вся земля была выровнена, и все строительные блоки (техника, люди, материалы) въехали на площадку.
- В январе 2019 года шанхайский завод Tesla официально приступил к строительству.
- В ноябре 2019 года строительство завода Tesla в Шанхае было завершено, и все оборудование было установлено по местам.
Через месяц после ввода в эксплуатацию сборочная линия была официально запущена, и весь завод начал бешено работать.
От подписания соглашения до завершения строительства завода прошел всего один год, из которых срок строительства составил всего 10 месяцев, что намного меньше запланированного Маском 2-летнего срока строительства. Это было чудом.
С момента продажи первого автомобиля на заводе Tesla в Шанхае прибыль Tesla превысила процентные расходы, и у Tesla больше не было необходимости разрывать цепочку капиталовложений.
Чтобы отпраздновать этот исторический момент, Маск даже радостно танцевал на публике.
Китайская фабрика - это первая зарубежная супермастерская, созданная Tesla, и она помогла Маску решить огромную проблему. После того, как человек вкусит сладость победы, первой реакцией, конечно, будет копирование его собственного успеха.
Поэтому Маск решает построить вторую зарубежную супермощную фабрику. На этот раз он выбрал Германию, центр европейского автомобилестроения. От которого, в итоге, он получит сильную пощечину.
В ноябре 2019 года, в тот месяц, когда шанхайский завод Tesla был полностью достроен, Маск объявляет, что построит супермощный завод в Германии. Объект будет расположен в Грюнхайде в Бранденбурге, восточная Германия, всего в 24 милях от Берлина.
Правительственные чиновники Бранденбурга очень приветствуют Tesla, потому что понимают, что это принесет огромные налоги и десятки тысяч рабочих мест в местный регион.
Это также может привести к созданию сотен тысяч смежных рабочих мест по всей отраслевой цепочке. Выгод слишком много. Поэтому они продали Tesla участок земли площадью 300 гектаров.
Китай построил гигафабрику Tesla всего за 10 месяцев? Министр экономики земли Бранденбург Йорг Штайнбах сказал:
"Команда Tesla здесь полна решимости обойти команду в Китае на несколько недель".
Казалось, что все развивается в лучшем направлении. Однако, в результате Маск не ожидал, что это станет началом кошмара. Земля, которую занял Тесла, была обычной. Но она не была заброшена, на ней было посажено несколько искусственных хозяйственных лесов.
После приобретения земли, необходимо сначала выровнять почву, то есть, вырубить эти хозяйственные леса. Верно? Защитники окружающей среды немедленно выступили с протестом и подали на Tesla в суд, заявив, что эти деревья нельзя вырубать.
Искусственный экономический лес - это тоже лес. Как мог Тесла небрежно срубать его? Это наносит серьезный ущерб местной экологической среде.
После неоднократных переговоров Тесла пообещали пересадить более чем в три раза больше экономичного леса в других местах и, наконец, уладил этот вопрос. Вопрос решён? Конечно нет.
Экологи выяснили, что гигафабрика Tesla потребляет около 3,6 миллиона кубометров воды в год, что составляет 30% местного водоснабжения. Поэтому экологи говорят, что создание завода Tesla серьезно израсходует местные запасы воды.
И провели протест 18 января. Кажется, что Tesla использует много воды, но на самом деле в этом районе проживает всего 8700 человек. А только на заводе Tesla будут работать 12 000 человек.
Использование 30% воды не кажется чрезмерным. Не говоря уже о том, что это производственная вода, а не бытовая. Но эти 8700 жителей не хотят получать 70% воды. Они говорят, что 30% воды для 12000 человек многовато. По-моему, уже бред. Но дальше будет веселее
Всё это не имеет значения, потому что тема водных ресурсов рассматривается некоторыми местными политическими партиями как отличная возможность привлечь внимание и голоса избирателей, и им все равно, будет достроен завод Тесла или нет. Принесет он развитие региону, или нет.
Кристиан Рехгольц, председатель Экодемократической партии Германии, выступил с речью в различных средствах массовой информации, заявив, что он очень разочарован Федеральным министерством экономики и технологий Германии:
"Это подтверждает наше самое большое беспокойство, - говорил он. - Теперь еще больше лесных участков будут залиты бетоном без подачи заявки. Tesla пытается реализовать собственные интересы за счет европейских налогоплательщиков. Защита воды, людей и природы медленно исчезает, как и верховенство закона!” “Как может Питер Альтмайер (нынешний министр экономики Германии) игнорировать опасения жителей Бранденбурга по поводу питьевой воды и природных заповедников и позволить американским компаниям в очередной раз "временно начать строительство" на свой страх и риск? Мы не должны забывать, что их завод по производству электромобилей еще не получил окончательного разрешения на строительство". "С появлением крупнейшего в мире завода по производству аккумуляторных батарей Брэндон-Форт и Берлин в конечном итоге станут пустыней. Вы не можете просто пожертвовать нашей драгоценной питьевой водой ради прибыли. Этот огромный фанатизм угрожает людям и природе".
Короче говоря, некоторые рядовые граждане Германии, которые даже не окончили среднюю школу, считают, что председатель Немецкой эколого-демократической партии - хороший человек и искренне заботится о будущем Германии, за него нужно проголосовать в следующий раз. Знакомо, правда?
В результате голос противников Теслы стал громче. И что делать? После неоднократных переговоров Tesla пообещала сократить потребление воды. Тогда можно приступать к работе? Конечно, нет
Защитники окружающей среды стали утверждать, что лес, вырубленный Tesla, является местом обитания летучих мышей. Январь 2020 года для них - сезон зимней спячки.
Мышек не следует беспокоить, иначе они погибнут в большом количестве. После окончания зимней спячки летучие мыши вступают в брачный период, а затем выводят детенышей, так что в это время их тоже нельзя беспокоить. Компании нужно подождать, пока детеныши летучих мышей подрастут, прежде чем вырубать лес, чтобы дать им время на переселение.
Эти условия для компании были недопустимы. И договариваться в этом случае невозможно. Потому что чтобы компания ни сказала, их будут обвинять как хладнокровного мясника, которая не щадит братьев наших меньших.
Поэтому Tesla срочно наняла немецкое агентство по охране окружающей среды для проведения независимого исследования, какие виды фауны находятся на всей территории леса. Отчет о расследовании показал, что во всем лесном массиве было... всего 2 летучие мыши.
Всё что нужно знать об экологах и их движениях
В итоге, Tesla утверждает, что строительство завода не вызовет каких-либо особенно серьезных последствий. 13 февраля 2020 года Тесла решили, что они сделали всё необходимое, и начали заготавливать древесину и готовиться к строительству завода.
Затем экологи обнаружили в списке обследованных видов, что в этом районе водятся волки, ящерицы и даже муравьи, и все они должны быть защищены. Да, вы правильно поняли. Тесла должны бережливо переместить колонию муравьев, как это требуют зеленые.
Стало ясно, что защитники окружающей среды никогда не позволят Tesla нормально расчистить лес. Но после неоднократных переговоров, взяток и усилий, позволяют выровнять небольшой участок леса, а остальное оставляют для дальнейших переговоров.
В апреле 2020 года первый небольшой участок земли был окончательно выровнен. Немецким строителям Tesla, которые претендовали на то, чтобы превзойти китайскую команду, потребовалось целых 5 месяцев, чтобы выровнять землю. Вернее выровняли только часть участка. Дорогие немцы, мы можем начать?
Конечно, нет. Потому что Tesla должна дождаться разрешения на строительство.
Теперь немецкая команда Tesla рассчитывает получить разрешение на строительство через 7 месяцев после анонса создания завода. Им говорят, что чиновники сделают все возможное для достижения этой цели.
Причина, по которой вы должны ждать так долго, заключается в том, что создание завода Tesla является политическим достижением для одних правительственных чиновников, но это и источник проблем для других правительственных чиновников. Никто не хочет неприятностей из-за Теслы.
Департамент сельского хозяйства штата Бранденбург требует от Tesla использовать при строительстве специальный материал для защиты источников подземных вод. Для решения вопроса защиты грунтовых вод, Tesla потребовалось каких-то полтора месяца, чтобы получить разрешение на строительство.
Департамент охраны окружающей среды Германии считает, что вибрация забойщика свай может повлиять на окружающие железные дороги во время строительства завода Tesla. Следовательно, Tesla должна предоставить план безопасного строительства и представить его на рассмотрение. Для решения этой задачи, потребовался еще месяц.
Существуют и другие разрешения на строительство, и Tesla должна соответствовать требованиям всех правительственных ведомств.
Короче говоря, к ноябрю 2020 года Tesla, которой потребовалось 7 месяцев на прохождение формальностей, все еще не получила всех разрешений на строительство и была вынуждена перенести дату начала. 7 декабря 2020 года, когда некоторые разрешения на строительство еще не были получены, экологи снова обнаружили зимующую змею под землей в лесу Теслы...
О боже, как вы можете вмешиваться в спячку Мистера Снейка со своим дурацким строительством глупой фабрики? Вам нужно дождаться окончания зимней спячки Мистера Снейка, чтобы приступить к работе.
8 декабря 2020 года организация по охране окружающей среды получила от суда предписание о запрете строительства в экстренном порядке... В результате мечта Теслы о строительстве завода снова разбилась вдребезги, хотя по состоянию на декабрь это все еще было пустое место.
21 февраля 2021 года Мистер Снейк наконец проснулся. Глава немецкой команды Tesla чуть не плакал от волнения, поэтому он приказал закончить со всеми разрешениями как можно скорее. Но...
В апреле 2021 года Управление водоснабжения обнаружило, что некоторые водопроводные трубы Tesla были установлены без разрешения, и приказало Tesla приостановить работы до исправления положения.
В мае 2021 года немецкое регулирующее агентство обнаружило, что в разрешении на строительство линии по производству аккумуляторов 4680 на заводе Tesla отсутствовало так называемое разрешение, которое можно использовать в качестве силовой батареи, и приказало Tesla подать заявку на получение специального разрешения.
В июне 2021 года организация по охране окружающей среды выразила протест и заподозрила, что Tesla не смогла контролировать токсичный газ, образующийся во время строительства. Департамент охраны окружающей среды попросил Tesla объяснить это и прекратить работы по исправлению положения.
В июле 2021 года кто-то нашел несколько, так называемых, "банок с химикатами", которые были выставлены на строительной площадке Tesla. Их не было в заявочных документах, соответственно, они не были одобрены правительством. И снова. Работа была приостановлена, Тесла оштрафована и им предписано внести исправления.
Причина, по которой удалось так легко остановить работу Tesla, заключается в том, что Tesla до сегодняшнего дня так и не получила полного разрешения на строительство. И многие согласования не были завершены.
Немецкая команда Tesla получила только временные разрешения на строительство для многих позиций. Из-за этого, любое правительственное ведомство может остановить ход строительства гигафабрики Tesla.
В июле 2021 Маск назначил очередную дату завершения строительства завода. И только для того, чтобы подать заявку на получение разрешения на охрану окружающей среды, объем информации достигает целых 11 000 страниц.
В результате строительство немецкого завода Tesla по-прежнему серьезно задерживалось. С начала приобретения земли в ноябре 2019 года по июль 2021 года прошло в общей сложности 20 месяцев.
И к этому времени, Tesla еще не получила официального разрешения на строительство от правительства Германии! Тогда Тесла тайком и при помощи старой-доброй коррупции, занялись строительством, прикрывая здание тентами. И всё равно, внутри до сих пор было пусто. Первые автомобили Тесла сошли с конвейера 22 марта 2022 года, спустя 28 месяцев.
"Германия может быть быстрой", - с гордостью заявил в своем выступлении в Грюнхайде Олаф Шольц.