Найти тему
Дом, где живут книги

Петербург литературный: сквозь время и пространство

Город на Неве. Мистический Петербург. Живой организм, наполненный историями. Здесь каждый канал, каждый проспект, каждая дорога, двор и закоулок готовы вступить в диалог и рассказать о своих жителях, о мимолетных прохожих и о необыкновенных событиях.

Морена – наш гид по литературному Петербургу 🥰
Морена – наш гид по литературному Петербургу 🥰

У нашей #читать_не_вредно обожающей Морены есть предложение  – пройтись по городу-имениннику с небольшой прогулкой! Выбор локаций остается за ней, а Вы внимательно слушайте (читайте) и наслаждайтесь видами. Основных локаций в нашем маленьком путешествии – пять.

1️⃣ Первая остановка – Дом Пиковой дамы из одноименного произведения Александра Сергеевича Пушкина. С кого, как не с «солнца» ☀️, начинать путь?

«Портрет Александра Сергеевича Пушкина» (1827 г.), В.А. Тропинин
«Портрет Александра Сергеевича Пушкина» (1827 г.), В.А. Тропинин

Итак, Малая Морская, д. 10. Именно здесь «стоит старинный дом», принадлежавший когда-то княгине Наталье Петровне Голицыной – прототипу пушкинской графини. Споры относительно точности прообраза велись много лет, однако одна история всегда оставалась без изменения: юный князь Голицын, племянник княжны и друг Пушкина, рассказал писателю загадочную историю о той самой тайне трех карт 🃏♠️♥️. Эти три карты помогли Голицыну вернуть себе проигранное. Но Александр Сергеевич был впечатлен не чудесным возвращением состояния, а тем, что тайну его товарищу поведала старушка Наталья Петровна, суеверная и пугающая женщина, успевшая к тому времени заработать себе в Петербурге мистическую репутацию. Пушкин не мог пройти мимо такого сюжета и создал «Пиковую даму». 

Дом Голицыной по Малой Морской действительно схож с описанием в повести, что лишний раз подтверждает правдоподобность версии о прототипе. Здание сохранилось чудесно, поэтому мы с легкостью можем проникнуться атмосферой Старого Петербурга. А проходя вечером мимо, возможно, даже сможем услышать, как где-то за этими грандиозными стенами, бродит та самая Пиковая Дама, бесконечно повторяя «тройка, семерка, туз», «тройка, семерка, туз»... 🕯️

«–Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твердым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, – но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть…».
«–Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твердым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, – но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть…».

2️⃣ Следующая локация – улица Декабристов, д. 57. Здесь расположилась музей-квартира Александра Блока. Из Петербурга Золотого века переносимся в век Серебряный. В Петроград.

Блок родился и умер в северной столице. Его жизнь неразрывно связана с городом. Здесь он рос, сочинял стихи и пьесы, заводил знакомства, женился, терял и обретал. Здесь же поэт пережил обе революции. 

Александр Александрович Блок (28.11.1880-07.08.1921 гг.) – русский поэт Серебряного века, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Александр Александрович Блок (28.11.1880-07.08.1921 гг.) – русский поэт Серебряного века, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Поэма «Двенадцать» – одна из грандиознейших работ автора, написанная через два месяца после Октябрьской революции. Она может провести нас по блоковскому Петрограду лучше любого другого произведения. Здесь нет адресов, а здания в поэме – просто здания, между которыми «натянут канат, на канате – плакат». Однако в «Двенадцать» мы видим город, безнадегу, начинающийся беспредел и разбой. Мы чувствуем холод и тревогу. Мы видим то время и тот город. И можем только догадываться, как и в каком состоянии Александр Блок писал эту поэму. 

Признаться, в моменты, когда мне особенно неопределенно (по-другому не назовешь), я нередко брожу по улицам Петербурга, бубня себе под нос «Двенадцать», пряча этот самый нос «в воротник на перекрестке». И не то, чтобы сразу становится легче, но в моменте получается держать революционный шаг и дышится по-другому 🍂🍁. К Блоку этим шагом тоже периодически забредается. И также, как и у Дома Пиковой Дамы, у Блока хорошо вечером, особенно зимним ❄️, когда вроде бы и «холодно, товарищи, холодно», но «кругом – огни, огни, огни...». Так что мы остановимся здесь, немного помолчим и отправимся гулять дальше. 

«…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…».
«…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…».

3️⃣ Наша следующая литературная остановка, пожалуй, самая известная из всей подборки. «Полторы комнаты» 🛋️. Место с особенной атмосферой и непохожей на другие музеи-квартиры организацией пространства. У Бродского... свободно. Эхо не гуляет, но высокие потолки, немногочисленная мебель, расставленная по периметру, и огромные стеллажи, заполненные книгами 📚, не съедают комнаты. Они очень осторожно стоят и дышат, насыщая место собственной историей и отдыхая под дневным светом, падающим из больших светлых окон. 

Здесь можно побродить, почитать, потрогать, про-чув-ство-вать. 

А дойдя до исторических полутора комнат семьи Бродских мы увидим другую свободу. Здесь пространство пустынно. Свободно от нагромождения мебели и бутафорских деталей. Здесь нет ничего. Исчезло.

«Сначала в бездну свалился стул,

потом – упала кровать,

Потом – мой стол. Я его столкнул

сам. Не хочу скрывать.

Потом – учебник «Родная речь»,

фото, где вся семья.

Потом четыре стены и печь.

Остались пальто и я…»

Теперь нет даже пальто 🧥. Теперь только комнаты. Полторы комнаты. 

«Более всего память похожа на библиотеку в алфавитном беспорядке и без чьих-либо собраний сочинений».
«Более всего память похожа на библиотеку в алфавитном беспорядке и без чьих-либо собраний сочинений».

Про это место можно говорить без умолку, но лучше один раз побывать. Поэтому мы и «прошли» рядом. Но пора шагать дальше. Осталась еще парочка интересных точек на моей литературной карте. 

4️⃣ Подойдем к Институту живописи 🎨🖌️, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина. В средней художественной школе именно при этом институте в 50-е годы прошлого века учился Эдуард Кочергин.

Эдуард Степанович Кочергин (22.09.1937 г.) – советский и российский театральный художник, писатель.
Эдуард Степанович Кочергин (22.09.1937 г.) – советский и российский театральный художник, писатель.

Его «Дети моста лейтенанта Шмидта», которых я совершенно искренне люблю, как раз рассказывают о послевоенных буднях в «рисовальной бурсе». Юность, творчество, Ленинград. Маленькие истории, смешные и трогательные, легкие и очень честные. У Кочергина все так. Он, ныне главный художник БДТ имени Товстоногова, поработавший до этого в Театре им. Комиссаржевской и Ленинградском театре драмы и комедии, рассказывает о своем подростково-рисовательном с такой любовью и очарованием, что хочется перенестись в то время, хочется немного побыть с ним и его товарищами, поучиться, побегать по набережной и помечтать. 

Кроме того, что при Институте имени Репина, к которому мы сейчас «подошли», действовала СХШ, в которой Кочергин проучился в юношестве, позже его жизнь снова связалась с этим местом. С 1984 года Эдуард Степанович работал в Институте доцентом кафедры живописи, где руководил мастерской. 

«У нас, незаконнорожденных детей моста Лейтенанта Шмидта, имелся даже свой собственный гимн, переведенный с немецких школьных виршей XVIII века: Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А вдруг он не треугольный? Значит, он не мой колпак! Хороший «супрематизм». Исполнялся гимн преимущественно глухонемым способом – жестами».
«У нас, незаконнорожденных детей моста Лейтенанта Шмидта, имелся даже свой собственный гимн, переведенный с немецких школьных виршей XVIII века: Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А вдруг он не треугольный? Значит, он не мой колпак! Хороший «супрематизм». Исполнялся гимн преимущественно глухонемым способом – жестами».

У Кочергина множество потрясающих ленинградских историй, завязанных на его биографии и творчестве. И все места там такие родные, и все места там такие знакомые. И гуляя где-нибудь у Благовещенского моста, достаточно просто чуть глубже вдохнуть, и в легкие мгновенно ударит воздух того Ленинграда и тех больших мечт маленьких людей... 

Что ж, пора заканчивать.

5️⃣ Последняя точка нашего с вами маршрута – дом 105 на канале Грибоедова. А речь пойдет о произведении Антона Секисова «Комната Вагинова».

Главный герой нового секисовского романа поселяется в коммунальной квартире на Грибоедова, где раньше жил писатель и поэт, обэриут Константин Вагинов. Сеня (так зовут нашего персонажа) занимается важной научной работой – пишет биографию Вагинова 📑 и, дабы наполниться атмосферой, в которой тот жил, принимает решение снять комнату по соседству с той, где обитал его кумир. Попадает Арсений в откровенно безумное пространство с подозрительными соседями и хозяйкой. Роман к прочтению советую бесконечно: псевдодетективно, жутенько и чертовски уморительно. Уверена, что и сам Вагинов эту вещь бы одобрил. 

Пока бродим вокруг да около 105-го дома, можем дойти до Львиного моста, где персонажи встретились в одной из глав, долго всматриваясь в заснеженный канал и странные следы на нем. Или неспеша пройдемся до грифонов на Банковском, где проходили и секисовские герои. Как просто почувствовать себя частью какой-то истории... 

«Любой человек может попасть под машину раз в жизни. Один раз. Один раз с человеком может случиться все что угодно».
«Любой человек может попасть под машину раз в жизни. Один раз. Один раз с человеком может случиться все что угодно».

Кстати, совсем рядом, на Грибоедова, 104, стоит другое литературное здание – Дом старухи-процентщицы, бывший Дом Ивана Вальха. Но это уже совсем другая история. Возможно, заглянем к ней в следующий раз. 

А пока – пора возвращаться домой.

Мы с вами прогулялись сегодня от пушкинского до современного Петербурга с остановками в Петрограде и Ленинграде. И, на мой взгляд, получилось чудесно. А как Вам?

И до встречи на питерских улицах и страницах книг, друзья!

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»