Со славянской русалкой все намного сложнее, чем, например, с той же кикиморой. Дело в том, что под словом «русалка» сейчас «скрываются» в русском языке два абсолютно разных существа, одно из которых относится к нечисти, а второе к нежити (в чем разница, можно прочитать здесь).
Это слияние началось в русской литературе с IXX века под влиянием западной беллетристики, где русалок описывали как прекрасных морских дев с рыбьим хвостом, что порой выходят на сушу, расчесывают прекрасные длинные волосы, завлекая путников дивным пением и несравненной красотой.
Такая русалка относится к персонажам низшей мифологии, к природным духам стихий, духам местности – конкретного водоема, то есть, к нечисти после принятия христианства. Она – дух воды, элементаль стихии, как ундины у Парацельса, наяды, нереиды и океаниды в греческой мифологии, никсы в германо-скандинавской и т.д. Наши предки называли их водянихами или водяницами – женами и дочерями водяного.
Вода, как элементаль, в человеческой психике олицетворяет эмоции, чувства, интуицию, глубины бессознательного, из которых может прийти вдохновение или же, напротив, в этот омут можно уйти с головой и утонуть.
Чувствительность, интуиция, глубина восприятия порождают творчество, духовные поиски. Но если вода затапливает человека, вытесняя другие элементы, чувствительность переходит в ранимость и беззащитность, превращая беднягу, захваченного русалкой в «человека без кожи».
Впечатлительность, мечтательность, слишком долгие путешествия по внутреннему миру вырывают человека из реальной жизни, делают его в буквальном смысле «не от мира сего». Здесь очень важно встать на твердую почву, отрастить корни, и материализовывать то, что приходит из глубин. Подойдет любая форма творчества, будь то вязание или живопись, поэзия или новый рецепт яичницы.
Темную сторону водного элемента как раз воплощает второй вид русалок, которые вовсе не являются природными духами, а относятся к нежити, как упыри, кикиморы и прочие, кто были когда-то людьми. Наши предки называли таких водных жительниц щекотихами или мавками.
В представлении славян и скандинавов такая русалка отнюдь не красавица с рыбьим хвостом. Это девушка, которая утопилась от несчастной любви. Как у всех самоубийц и умерших неправедной смертью (об этом – здесь), ее душа не может уйти к богу. Она застревает между мирами или попадает прямиком к Сатане и только на русальной неделе она может выйти из воды в поисках своего возлюбленного.
Такие русалки очень опасны, они заманивают молодых холостых мужчин своим сладким пением и топят их в водоемах. Детей они могут защекотать до смерти, отсюда и название «щекотиха». Выглядят они как обычные девушки без всякого хвоста и чешуи, только очень бледные, с синюшным оттенком, холодные, с застывшим взглядом.
Смысл этого архетипического образа очевиден: невозможность принять потерю или разочарование и, как следствие, уход в депрессию. Как интропсихический образ, русалка может представлять собой фиксацию на некой идее (ей отказал возлюбленный – жизнь больше не имеет смысла).
В народных поверьях, чтобы избавиться от русалки, ей нужно дать одежду или обувь. Тогда русалка может стать помощницей в рукоделии и домашних делах.
Одежда традиционно рассматривается юнгианцами как атрибут архетипа Персоны.
Персона – социальная роль, которую играет человек, согласно требованиям общества.
«Дать русалке одежду» означает укрепить Персону, дать возможность выйти в мир, помочь человеку, одержимому русалкой (захваченному тоской по невозвратному прошлому, по несбывшимся надеждам) перенаправить внимание на реальность, на контакт с другими людьми, на социальные достижения.
Как я писала в своей книге, одноименной с этим каналом: «Не везет пока в любви? Так это значит, что сейчас самое время садиться за карточный стол, то есть заняться карьерой, творчеством, учиться, путешествовать, а там, глядишь, и любовь подоспеет».
О ком из нечисти/ нежити написать следующий пост? Пишите в комментариях.
Буду рада вашим лайкам и подписке.