Найти тему

Если «Урал» перевести на китайский, то получится… «Янцзы». Им даже 120 кг запчастей мало

Китайские "Уралы" возле главной достопримечательности Улан-Удэ
Китайские "Уралы" возле главной достопримечательности Улан-Удэ

Тот, кто утверждает, что река Урал не течет по Китаю, не прав. Он не знает географии. И экономики. И политики тоже. На самом же деле известная русская река, по которой проходит граница между Европой и Азией, прямо с Уральских гор течет в Поднебесную и превращается в не менее известную китайскую реку Янцзы.

По крайней мере, именно об этом говорят китайцы, вот уже более полувека выпускающие у себя советские мотоциклы «Урал» под маркой Chang Jiang, что, собственно, и означает «Янцзы». Еще их коротко называют CJ.

После выхода публикации о начале выпуска китайской компанией Shineray модернизированного «Урала» под названием Tornado 520 со мной связался дедушка русской мотожурналистики Иван Ксенофонтов и поведал, что, оказывается, 19 лет назад китайские CJ совершили пробег через всю Россию из Китая в Германию. Об этом была большая статья в журнале «Мото» (у основ которого Иван стоял) главного организатора пробега — собкора журнала Stern в Пекине Матиаса Шеппа.

Матиас Шепп в Пекине
Матиас Шепп в Пекине

Тогда четыре немца и один англичанин, все поклонники китайских «колясычей», прихватив с собой в качестве скорой механической помощи одного китайца, отправились на мотоциклах Chang Jiang из Пекина в Берлин через Москву. Длина маршрута 12 тысяч км. Не буду пересказывать все их злоключения, но скажу, что без заезда в Ирбит не обошлось.

Перед выездом путешественники заготовили 120 кг запчастей. И, как выяснилось, надо было брать больше. Первая поломка случилась уже в 100 км от столицы КНР. Вторая — на следующий день. Третья — правильно: на третий. Но механик Шан упорно доказывал, что его взяли не зря.

В самый лучший день удавалось проехать 540 км. Но приближение России ничто не могло остановить. Пока добрались до Урала шесть раз меняли генераторы. Переобули 11 покрышек. Поэтому поворот на Ирбит, где в то время еще выпускали знаменитые «Уралы», никак нельзя было проскочить.

Всю дорогу Шан хвалил российские мотоциклы, рассказывая, что они по качеству превосходят китайские: шины ходят по 10 тыс. км, в то время, как китайские только 3 тыс., и металл у наших лучше.

На заводе иностранцев приняли с широтой русской души, помноженной на площадь Сибири. Все четыре старых советских псевдо-«Урала» привели в порядок всего за 200 евро и показали дорогу на Москву.

Сейчас, 19 лет спустя, интересно читать заметки немецкого журналиста. Он писал, что «в Москве совсем не так плохо, как об этом пишут на Западе». Ну, ничего не изменилось…

Ирбитского заряда хватило аж до Санкт-Петербурга. Словно в напоминание немцам о том, какое несчастье они принесли нам в 40-х годах, при подъезде к тому месту, где вермахт бы остановлен Красной армией, у одного из «колясычей» опять что-то сломалось по-серьезному. Пришлось обращаться к помощи местных мастеров. Благо, под Питером таковых много.

Дальше в мероприятие вмешались эстонские власти. Если сказать откровенно, то подложили большую свинью, из-за чего на финальной части мотопробега его ожидал бы пушной зверек из пяти русских букв с очень ценным мехом (несмотря на то, что в Эстонии он не живет).

У механика Шана была Шенгенская виза, и перед выездом из Пекина организаторы специально интересовались в эстонском консульстве, впустят ли его с нею. На что получили положительный ответ. А когда снова поинтересовались насчет этого в консульстве в Петербурге ответ уже был отрицательным. Эстония тогда еще не входила в Шенген. Встал вопрос: как быть с китайцем? Не контрабандой же его везти… Решили отправить Шана самолетом в Швецию, где и встретиться с ним позже. Так и сделали.

Оставшись без механика, один из мотоциклов опять сломался, и опять серьезно. За помощью пришлось звонить в Ирбит, откуда сообщили адрес находящегося поблизости мастера.

Схема маршрута мотопробега
Схема маршрута мотопробега

Поломку он устранил, но в итоге получилось, что 190 км группа ехала 24 часа. Антирекорд!

В Эстонии опять что-то сломалось, при этом выяснилось, что весь запас деталей иссяк, до Берлина остался всего лишь один генератор (а о норме расхода генераторов производитель умалчивает).

Русские знатоки «Уралов» нашлись и в Таллине, так что проблему устранили. В общем, худо-бедно, но все четыре китайских «Урала» доехали до Берлина своим ходом.

Кстати, в КНР и ныне продолжается выпуск «Уралов» под маркой CJ (а не только Shineray). Они уже заметно лучше тех, существенно обновлены, и вскоре начнут продавать в России, где сейчас проходят сертификацию.