Наш с вами супер великий И.П. Павлов в далеком 1917г. описал вместе с М.М. Убергрицем рефлекс свободы. Время сами понимаете какое было, поэтому про собак Павлова и безусловные рефлексы мы слышим гораздо чаще.
Суть рефлекса свободы обманчиво проста и заключается в стремлении живого существа преодолеть препятствие, с которым оно сталкивается. Это первая стадия рефлекса свободы. Но если бы это было все, то о чем тут по сути говорить вообще?!
Любопытное начинается не в момент борьбы и сопротивления, а после, ведь не все препятствия преодолимы. И оказалось, что безусловный рефлекс свободы связан с таким же безусловным рефлексом рабства. Связь своеобразная: сопротивляйся, а если не можешь победить - либо продолжай сопротивляться, пока не умрешь, либо сдавайся на милость победителя. Выбор не так чтобы привлекательный, но очень рабочий, что мы и наблюдаем в живой природе. Потому что сохранение вида важнее гордости и всяких там моральных устоев. Это является второй стадией рефлекса свободы.
Но ведь человек не всегда считает, что подчинение и признание победы условного врага это выход. Да и сам Павлов говорил: «Если бы любое жизненное препятствие останавливало животное, то и жизнь бы остановилась». И вот тут начинаются варианты менее активного и явного сопротивления, но только не смирения. В этой части в принципе все понятно, но давайте посмотрим, что происходит с теми, кто признал себя побежденным и уступил тому, с чем не может бороться.
Если ты смирился внешне, признал себя побежденным, но внутри ты продолжаешь считать ситуацию злом, а себя - его соучастником, участь твоя печальна, потому что психологическое состояние будет подтачивать твои силы до их полного упадка. Так человек уходит в депрессию, апатию, теряет смысл жизни и себя, приходит к разрушающему поведению и все заканчивается плохо.
Если ты смирился и внешне, и внутренне, ситуация разворачивается иначе. Человек счастлив только тогда, когда считает то, что он делает благом. Так разворачивается третья стадия рефлекса свободы - адаптация к рабству, попытка угодить "хозяину" и заслужить его одобрения. Хозяин здесь понятие условное, ведь это не всегда человек или структура, иногда это весьма абстрактное понятие.
Вы скажете, что это все слишком абстрактные рассуждения, не особо имеющие отношения к психологии? А я вам скажу, разберите любую практически семейную историю и вы увидите все стадии трансформации рефлекса свободы. Вот например, девушка выходит замуж, все так мило-ажурно, детки пошли. В какой-то момент идиллия ломается, муж начинает пить и агрессировать на жену и детей. Ваши предположения, что будет дальше?
Сначала она естественно начнет сопротивляться: противиться алкоголю, противиться агрессии, защищать детей, жаловаться родителям и подругам. Это первая стадия. Половина в один голос будет кричать "бросай и уходи", т.е. настаивать на следовании рефлексу свободы. Вторая половина будет также в один голос кричать "терпи, такая женская доля". Т.е. подталкивать ко второй стадии - смирению, актуализации рефлекса рабства. Девушка наша может уйти и потом вернуться с мыслью "кому я нужна с двумя детьми", может сразу остаться "я должна быть хорошей женой". Если она осталась, вариантов тоже не так много. Либо каждый из супругов начнет жить своей жизнью, сохраняя семью лишь для видимости, либо рано или поздно она перейдет на третью стадию и начнет сама подливать мужу (она ж хорошая жена) или со временем выпивать с ним со всеми вытекающими.
В таком же ключе можно разобрать 99% семейных историй и психологических травм. Попробуйте разложить свою жизнь в рамках рефлекса свободы и если увидели третью стадию - надо что-то решать.