Почему-то за собаками закрепилась репутация отменных и потомственных пловцов. Считается, что любой пес по умолчанию обязан воду любить и быть совершенно непотопляемым, что твой «Титаник» в начале карьеры. Есть в этом, конечно, часть правды. Некоторые породы собак выводились с «природной» любовью к воде, потому что их работа — бороздить озера в поисках подстреленных птиц, вылавливать их и приносить хозяину-охотнику. Есть даже отдельный тип пород, который называют «водяными собаками». К ним относятся всякие ретриверы да пудели, которых обычно не нужно учить любви к воде — они сами вас научат стоически относиться к вычесыванию ряски из шерсти.
Но никакая собака, даже самая что ни на есть водяная собака последней модели, не обязана любить воду и не обязана даже уметь плавать. Из моих трех сучек, например, изначально плавать не любил никто. Правда Тучу мне пришлось научить этому ремеслу в рамках борьбы с ее страхами перед всем на свете. Теперь она очень ценит возможность искупаться. Лидуська же не любит быть мокрой, поэтому в воду заходит лишь по грудь, чтобы попить и охладить пузо. Борсук до недавнего времени делала вид, что боится воды, но некоторые тренировки и летняя жажда вынудили ее прекратить прикидываться. Сейчас она может поскакать у берега, но плыть пока не решается. И на самом деле мне нравится, когда собаки по умолчанию воды опасаются. Сейчас расскажу, почему.
Водоплавающая собака — это очень весело. Кидать ей палочку в озеро и смотреть, как она смешно плюхается и деловито плывет за ней на глубину, добавляет азарта и адреналина в летние прогулки. Еще плавание — полезная физическая нагрузка, она приятно выматывает даже активного мистера Риджбека сильно быстрее, чем занятия на суше.
Но песья страсть к воде может развиваться в планетарных масштабах и выходить из-под контроля. И именно отсутствие контроля делает водоемы опасными для собак. Одна моя знакомая сука бультерьера однажды полюбила воду. А потом выяснилось, что любая река на горизонте заставляет ее кричать и ломиться. И стоит отпустить бультерьерицу купаться, она немедленно отправляется вплавь до границы с Финляндией. А бультерьер — штука тяжелая. И по пути в Финляндию неизбежно начинает тонуть, но выходить из воды категорически отказывается, потому что любовь.
История с бультерьерицей закончилась хорошо, но ее хозяевам пришлось поработать над тем, чтобы она спокойно относилась к воде, купить ей собственный бассейн, плавательный жилет, всю зиму ходить мимо озера, практикуя LAT (о нем читайте вот здесь) и усилить контроль за собакой на водоемах. А я продолжаю настаивать на том, что учить собаку плавать стоит лишь в том случае, если вместе с этим есть силы учить ее заходить в воду только по разрешению и быть управляемой в воде так же, как на суше. То есть возвращаться на зов даже из погони за утиной стаей. Поэтому начинать такое лучше всего с собачьим акватренером в собачьем же бассейне. Специалист поможет собаке плавать правильно, то есть без вреда для здоровья и риска пойти ко дну, а бассейн — контролируемая среда, которая всегда лучше для любого обучения, чем все остальное.
Но если ваша собака воду не любит, то я бы не спешила ей эту любовь прививать и вообще подумала бы десять раз, нужен ли вам с ней этот новый опыт. Еще одна история из жизни — один знакомый ретривер с профессиональной любовью к рекам как-то раз переехал в горы. А в горах специфические реки с крутыми берегами и сумасшедшим течением. Ретривер, как и любая другая собака, так себе аналитик. Поэтому он понимает, как войти в реку, а как выйти из нее, заранее не прогнозирует.
Течение горной реки за считанные минуты смоет любого ретривера в Черное море, поэтому ему показано вблизи водоемов гулять только на поводке, ну или на команде рядом. Даже его идеальное воспитание проигрывает любви к плаванью, поэтому так безопаснее.
Но даже если отвлечься от экстремальных ситуаций и представить себе просто мистера Самоеда с богатой шубой-облаком, которого однажды научили плавать, а спрашивать разрешения перед купанием не научили, можно сильно расстроиться. Свеженький только после грумера самоед не станет интересоваться, планировали ли вы везти мокрую и грязную псину от водоема домой прямо в чистом салоне авто. Он просто прыгнет в воду, если сочтет нужным искупаться. И хорошо, если спуск к воде будет таким же безопасным, как и подъем из этой воды. И вам не придется тащить упирающегося чувака по бетонной отмостке городского пруда. А иногда приходится, после чего нужно идти к ветеринару латать сбитые когти и содранные собачьи ладошки.
Словом, для собаки, которая сильно любит купаться в водоемах, опасных мест на улице становится больше. А у хозяев таких псов прибавляется еще один повод для беспокойства и дополнительный фронт работ по обучению зверя послушанию даже в процессе плаванья. Хотя, если хочется купаться вместе с собакой, кто я такая, чтобы препятствовать. Правда, нет эталонного рецепта по обучению пса плаванию самостоятельно на открытой воде и без участия акватренера. У разных собак разная мотивация, которая может побудить зайти в незнакомую и опасную стихию. Кого-то удастся заманить любимыми игрушечками, кого-то любимой мамичкой, которая зовет с глубины, а кого-то ничем. Потому что мотивация не мочить шкуру сильнее всех других.
И, наверное, не стоит тащить собаку в воду поводком, кидать ее с обрывов и заманивать обманом, изображая, что мамичка тонет. Плаванье нравится не всем псам, и вряд ли от умения и желания купаться зависит благополучие конкретной собаки.
Так что мое мнение — не хочет, и не надо. Если когда-то ветеринар-реабилитолог пропишет вам плаванье в связи с болезнями суставов или в связи с болями в спине, вы сможете мотивировать пса тренироваться в воде при помощи профессионала. И тут точно без профессионала-реабилитолога нельзя, регулировать нагрузки больной собаке еще более важно, чем здоровой. А до этого момента можно практиковать другие активности, которые не будут стоит вашему псу седых волос.
Нужно принять, что пес имеет право не любить купаться и не уметь плавать. Не все собаки даже физиологически устроены так, чтобы не тонуть на глубине. У некоторых коротколапых товарищей плохо получается держать голову на поверхности воды, у других длинноухих вода заливается в уши и провоцирует воспаление, у третьих гигантов не получается грести своими длинными ногами настолько ритмично, чтобы хоть как-то двигаться в воде. Многие собаки вообще не подозревают, что нужно работать не только передними, но и задними ногами, чтобы плыть эффективно. В общем, если пес смотрит на то, как вы купаетесь, с берега — это тоже красиво. Пусть там и сидит, чище будет.
Кстати, любовь к плаванию в водоемах у собак никак не связана с любовью мыться дома в ванной. Так что учить пса, который отказываться споласкивать лапы после прогулки, нырять с берега за палкой — это бессмысленное занятие в той части, где вы надеетесь привить ему желание плескаться в любой мокрой среде. Экспедиции в пруд за уточками — это одно, а душ после прогулки — совершенно другое. Вы тоже, скорее всего, не согласитесь восторгаться ванной с пеной, если вам ее подсунули вместо курорта на Средиземноморье.
Фото yyulish, viktoriabessmertnaya, adv_lapinanna, Катерина Соловьева, обработали Ренат Муртаев и Катерина Соловьева