Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Жестокий суд царя Соломона

Как говорит Библия, царь Соломон, правитель Израильского царства - мудрейший из людей и справедливый судья. И к нему часто обращались люди, чтобы он справедливо разрешил их проблемы.

Но порой, чтобы докопаться до истины, Соломон совсем не был добрым. Одна из легенд, которую называют "О двух блудницах", до сих пор наполняет меня ужасом.

Как раз на её тему в 1617 году Питер Пауль Рубенс написал картину "Суд Соломона".

Питер Пауль Рубенс. Суд Соломона, 1617
Питер Пауль Рубенс. Суд Соломона, 1617

Сюжет этой легенды всем известен. Напомню его вкратце. К Соломону пришли две женщины с двумя детьми: одним мертвым, а другим живым. Но каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит ей. Причем, очень настойчиво.

Устав их слушать, Соломон приказал стражнику разрубить живого ребенка пополам и отдать каждой женщине по половинке ребенка, чтобы не спорили.

тут-то все и разрешилось. Одна из них вскричала в ужасе, чтобы ребенка отдали бы её сопернице. Только бы он был жив. А вторая согласилась со словами: "Пусть никому не достанется".

Понятно, кому отдали ребенка по приказу Соломона.

На эту тему картины писали разные художники, но сейчас речь лишь об одной. О картине Рубенса, которая ныне хранится в Национальной галерее Дании в Копенгагене.

Рассказать подобную историю в картине — непростая задача. Но Рубенс с ней справился, украсив полотно сигналами и указаниями, относящимися к хитросплетениям повествования.

Среди мерцающего атласа и архитектуры в стиле барокко изображение показывает момент, когда царя Соломон выносит свой приговор, разрешая бурный спор между двумя женщинами.

Рубенс сделал сцену в окружении примет своего времени. Да и героев нарядил в одежды 17 века. Кроме самой темы в картине нет ничего от давних времен царя Соломона.

Сам царь Соломон восседает на троне в окружении богатой архитектуры.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Он еще совсем юн. Одет в богатые атласные одежды, отделанные горностаем. Трон его стоит под балдахином, который часто использовали над королевским троном.

Правда, чтобы приблизить свое изображение к имени Соломона, художник изобразил на заднем плане мраморные белые колонны с барельефами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Во времена Рубенса такие колонны назывались соломоновы колонны и были популярны в эпоху барокко. Считалось, что храм Соломона был построен с такими спиралевидными, извилистыми колоннами.

Трон Соломона поднят на возвышенность. Он выше всех, и его слово главное.

Перед Соломоном, ниже его, и разыгрывается вся эта ужасная сцена. Первое, что бросается в глаза - это два младенца.

Один из них, согласно легенде, мертв и лежит на земле.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Второго охранник держит за одну ногу вниз головой.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Рука с мечом уже занесена за спину. Осталось сделать лишь удар. Глаза его скошены на Соломона, он ожидает приказа.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На нем синяя накидка. В подобной одежде холодных тонов одета и "фальшивая мать", которая стоит рядом с охранником.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

И еще стоит обратить внимание, что её голова и голова охранника почти соприкасаются.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Таким образом Рубенс как бы изобразил единение злых начал.

В противовес им у истинной матери, упавшей на колени и умоляющей спасти сына, одежда в теплых золотых тонах.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Как и одежда самого царя Соломона, подчеркивающая милость и справедливость мудрого судьи.

Этим приемом художник как бы разделяет картину по диагонали, идущей от трона Соломона вниз к правому нижнему углу. Таким образом, изображение поляризуется между правильным и неправильным, между гуманным и жестоким.

Еще на картине имеется деталь, которая сразу не бросается в глаза, но имеет важно значение. В нижнем правом углу можно увидеть дополнительную надпись.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На ней сообщается, что картина была подарена Иосиасу Ранцау, маршалу Франции. Надпись эта сделана значительно позже времени написания картины.

Считается, что он подарил картину "Суд Соломона" королю Дании Кристиану IV, вероятно, в благодарность за поддержку короля в Тридцатилетней войне. Так она попала в Национальную галерею Дании.