Найти тему
DOMI.TORII

Рота бесстрашных

Старший лейтенант Иван Иванович Марачек, командир 9-й роты 3-го батальона 165-го СП. Фото из открытых источников
Старший лейтенант Иван Иванович Марачек, командир 9-й роты 3-го батальона 165-го СП. Фото из открытых источников

В августе 1945-го на Сахалине развернулись боевые действия, 11-го августа Красная Армия перешла в наступление на японский юг острова. Основная битва происходила за укрепрайон Харамитоги (он же Котонский укрепрайон), где у японцев было множество укреплений. Именно там имели место немало подвигов советских солдат, в том числе и бойцов 9-й стрелковой роты 3-го стрелкового батальона 165-го стрелкового полка, которой командовал старший лейтенант Марачек. Бойцам 9-й роты приходилось наступать, штурмуя вражеские позиции даже в крайне невыгодных условиях, ввиду чего рота понесла высокие потери, тем не менее поставленные боевые задачи были выполнены.

Наступление советских войск на Сахалине началось утром 11-го августа, в этот день в основном силами 2-го батальона 165 СП велись бои за полицейский пост Хандаса, 12-го августа утром пост был взят и 165-й полк продолжил наступление на юг, в авангарде шла та самая 9-я рота 3-го батальона. На речке Туманная бойцы встретили заслон противника, который они сходу сбили и двинулись дальше.

Между современными сёлами Победино и Рощино есть речка Гильзовка с южной стороны которой тянулась сплошная линия японских укреплений, которые представляли из себя рубеж японской обороны. Именно здесь советские военные понесут основные потери и потому прозовут эту речушку Проклятой.

Тогда же, 12-го августа 1945-го года бойцы 9-й роты первыми вышли к Гильзовке и попали под массированный ружейно-пулемётный огонь из японских дзотов с противоположной стороны реки. Солдаты залегли и принялись окапываться, позже подтянулся весь 3-й батальон, в бой попытались пустить танки, но два танка получили повреждения и атаку прекратили. Танки могли наступать только по дорогам так как с 8-го августа шли проливные дожди и речки вышли из берегов.

У артиллеристов снаряды были на исходе, машины с боеприпасами застряли в пробках, поэтому после редкой артподготовки пехота пошла в атаку, артиллеристы шли вперёд вместе с пехотой, ведя огонь прямой наводкой. Таким образом удалось продвинуться до русла реки. До дзотов противника оставалось 30-40 метров.

Пехоте не приходилось теперь надеяться на помощь танкистов и артиллеристов, которые не могли помочь, поэтому в распоряжении бойцов остались лишь собственные средства ведения боя и смекалка. Бойцы принесли мешки и начали набивать их песком и галькой со дна Гильзовки. Набитые мешки бойцы толкали перед собой, двигаясь ползком в сторону японского дзота. Одни гибли, на смену им приходили другие, но в результате всё-же удалось завалить амбразуру мешками и овладеть дзотом. Таким образом удалось занять плацдарм южнее реки Гильзовка. Всю ночь японцы атаковали бойцов, но выбить их обратно за реку самураям не удалось.

Тем временем светало, новый день - 13-е августа станет чёрным днём для 165-го стрелкового полка, именно в этот день при штурме японской линии обороны на Гильзовке батальоны полка (1-й, 2-й и 3-й) понесут такие людские потери, что считать их будут в процентах. Продолжала сражаться и поредевшая 9-я рота.

Из воспоминаний заместителя командира начальника политотдела 79-й Сахалинской дивизии подполковника Сердюка Петра Трофимовича:

Пример отваги показала рота, которой командовал коммунист старший лейтенант Иван Иванович Марачек. <...> Взаимодействуя с пулемётчиками и артиллеристами, воины роты уничтожили более 13-ти дзотов противника и свыше 90 японцев. Более 60 процентов личного состава подразделения были награждены орденами и медалями, а Марачек И. И. - орденом Красного Знамени.

В качестве примера личного героизма, Сердюк упоминает о бойце Минине который повторил подвиг сержанта Антона Буюклы (он кстати погиб в тот же день, только находился во 2-ом батальоне). Старшина Жуков прикрывал атаку взвода из пулемёта во время штурма высоты Шпиль, его пулемёт заклинил и старшина вместе с бойцами ринулся во вражескую траншею, где путь ему преградил японский офицер с пулемётом в руках, старшина выбил из его рук пулемёт и задушил японца, позже сам Жуков погиб в ходе того же боя. Ещё один упомянутый герой - комсорг роты - старший сержант Ладога, который под сильным огнём врага подполз к вражескому дзоту и взорвал его гранатой, заставив замолчать тяжёлый пулемёт и убив пять японских солдат. Также вместе со своим отделением Ладога отбил у врага пять пушек, за что и был награждён медалью «За Отвагу».

В газете «За советскую Родину» от 18-го сентября 1945-го года была опубликована статья фронтового корреспондента Рыжкова под названием «Рота бесстрашных», в статье рассказывалось о подвиге 9-й роты. Интерес представляет рассказ самого командира роты о том как велись боевые действия.

Старший лейтенант И.И. Марачек:

... мне предстояло уничтожить с десяток дзотов, мешавших продвижению наших основных сил. <...> Японцы с ближайшей высоты открыли сильный артиллерийский огонь. У них заранее был пристрелен каждый метр местности. Они стреляли из пушек и миномётов. Как только я подыму роту - начинается ружейно-пулемётный огонь из дзотов. <...> Как же быть? Нам страшна смерть, но надо сделать так, чтобы она дорого обошлась врагу. Решаю: в составе роты атаковать нельзя. Надо действовать мелкими группами. Выделяю на каждый дзот группы по 3 человека подрывников с противотанковыми и ручными гранатами. Группы эти поддерживаются станковыми пулемётами и стрелками. Многие бойцы показали здесь своё беззаветное мужество и преданность Родине. <...> ...когда мы захватили первые шесть дзотов, значительная часть японцев была перебита, а остальные начали отход.

В той же статье говорится и о значимости подвига 9-й роты, в результате действий её бойцов и командиров удалось прорвать оборону японцев, таким образом образовалась брешь, в которую смогли пройти более крупные силы.

В ходе боёв 9-я рота понесла потери, оцениваемые в 50% личного состава, именно так записано в журнале боевых действий 165-го стрелкового полка. Сколько человек было потеряно сказать сложно, численный состав рот тогда составлял примерно 150 человек, также имелись средства усиления - миномётный и пулемётный взводы и взвод противотанковых ружей (ПТР). Со слов замполита 3-го батальона капитана Калинина в те дни рота потеряла более сорока человек убитыми.

Немалой ценой далась победа на Гильзовке, не спроста она получила такое название.

Основной источник:

Н.М. Дегтерёв - «165-й стрелковый полк», 2019 г.