Найти тему

Дон-Аминадо "Поезд на третьем пути": конечная Париж

Не думаю, что все знакомы с Дон Аминадо больше, чем с Пушкиным. Поэтому немного об авторе. Никакой он не дон, конечно же. Это псевдоним Аминада Петровича Шполянского, журналиста, фельетониста, писателя и поэта. Написал он не много, но современники считали его блестяще талантливым. И.А.Бунин говорил, что его талант больше его популярности. Но что же о книге?

Это книга воспоминаний. В ней нет ни сюжета, ни героя, не вытяхиваются скелеты из шкафов. Автор будто бы перелистывает альбом фотографий. Вот Бунин, вот Куприн с Уточкиным летают на аэроплане. Э, нет, не так... Все заметки и истории с тонким юмором, иронией, подчас язвительной, местами грусть и сожаление. Дон Аминадо, как искусный фокусник, жонглирует словами. Вы следите за ним с замиранием и будто под гипнозом проваливаетесь во времени.

Вот вы уже в безалаберной Одессе начала 20 века. Вас окружает шумная толпа одесситов, художников, писателей, колоритных личностей. Но задерживаетесь здесь не долго.

Вот вы уже в Москве. Та же бурлящая жизнь. Литературные сборища, театральные премьеры, известные всему городу певички, заезжие знаменитости, злачные места.

-2

А потом приходит 1917-й. Морковный чай, чёрный плохо пропечённый хлеб и прочие радости. Газеты и журналы живут один день и закрываются. Вот здесь мы на Брестском вокзале и садимся на поезд, который везёт из ниоткуда в никуда. Киев, снова Одесса. Из Одессы на полусгоревшем пароходе в Босфор, Константинополь, далее везде. Пока не оказываемся в Париже.

О жизни и быте эмигрантов с тем же юмором и иронией. И только в конце автор предельно серьёзен:

Хронику одного поколения можно было бы продолжать и продолжать. Ведь были еще страшные годы 1939-1945!
И вслед за ними — сумасшедшее послесловие, бредовый эпилог, которому и поныне конца не видно. Но... соблазну продолжения есть великий противовес: — Не в с ё сказать. Не договорить. Bo-время опустить занавес.

Эта статья написана в рамках участия в историческом марафоне