На выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» представлены эскизы к триптихам русского и советского художника-живописца Павла Корина. Происходивший из древнего рода палехских иконописцев, художник неповторимым образом объединил традиции древнерусской иконописи, русского искусства рубежа XIX–XX вв. и советского агитационного плаката.
Первая группа эскизов для широко известного триптиха «Александр Невский» была создана в 1942 г., в период еще неясного исхода войны, когда фашистские войска наступали к Волге и Кавказу. Эскизы отличаются от финальной версии: в них присутствует образ убитого русского воина, которого несут соратники, на фоне заката.
Эскизы к так и не выполненному триптиху «Дмитрий Донской», созданные в год Великой Победы, менее известны. В них художник изобразил Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского и его учеников — святых воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Отдельное «окно» в триптихе Корин посвящает образу русской земли, где в полной мере раскрывает свой дар пейзажиста.
Предлагаем узнать больше об истории создания эскизов, а детально рассмотреть их вы сможете на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание».
Эскизные варианты триптиха «Дмитрий Донской»
Земля Русская (левая часть), Князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский (центральная часть), Пересвет и Ослябя (правая часть); Журавли летят (левая часть), Князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский (центральная часть), Пересвет и Ослябя (правая часть), 1944, 1945. © Государственная Третьяковская галерея
Работу над этим триптихом П.Д. Корин начал в 1942 г., продолжив, как и в триптихе «Александр Невский», патриотическую и героическую тему. В качестве сюжета он выбрал событие, предшествовавшее Куликовской битве, — приезд Дмитрия Донского в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому за благословением. Тем самым автор сместил акцент с воинской доблести и подчеркнул духовную составляющую исторического момента.
Создавая образ Сергия Радонежского, художник явно вдохновлялся ролью Досифея из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в исполнении Федора Шаляпина. В лице Дмитрия Донского, а в первом эскизе 1942 г. и одного из монахов-воинов, явно читаются черты протодьякона Михаила Холмогорова.
Над композицией триптиха П.Д. Корин работал на протяжении нескольких лет. Общая ее структура сложилась практически сразу, а вот отдельные части претерпевали многочисленные изменения. Менялась поза Дмитрия Донского, в поисках верного образа художник изображал его и конным, и пешим, с мечом и без меча.
Пересвета и Ослябю П.Д. Корин переместил из центральной части в правую, оставив в центре только фигуры Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, стоящих под стягом. Изображенная в раннем варианте на первом плане дружина в вариант 1944 г. не вошла, а в последнем эскизе переместилась к линии горизонта и стала едва видна.
Менял художник и характер пейзажа — от обобщенного образа Русской земли в первом варианте к более конкретному пейзажу окрестностей Троицкого монастыря и снова к обобщенному. Таким образом, в окончательном варианте П.Д. Корин оставил только центральных персонажей, исключив все второстепенное и частное.
В последнем эскизе 1945 г. художник сделал записи под каждой частью, раскрывая не только общее настроение, которое должно быть передано в картине, но и сам ее замысел. Под левой частью с пейзажем: «Журавли летят. Лирика», под центральной: «Трагедия. За Русь», под правой: «Пересвет и Ослябя. Жертва — покорность воле Божией». Триптих не был написан, но образ Дмитрия Донского П.Д. Корин воплотил спустя почти десять лет, хотя и в совершенно ином прочтении — в мозаике станции метро «Комсомольская».
Эскизный вариант триптиха «Александр Невский»
Северная баллада (левая часть), Александр Невский (центральная часть), Мертвые срама не имут (правая часть), 1942. © Государственная Третьяковская галерея
В 1942–1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР П.Д. Корин создал одно из самых известных своих произведений — триптих «Александр Невский». Центральная часть его была написана первой и предназначалась для выставки «Великая Отечественная война» 1942–1943 гг., боковые части были созданы в 1943 г. В 1943–1944 гг. весь триптих был представлен на выставке «Героический фронт и тыл». Обе они проходили в Государственной Третьяковской галерее.
Работая над боковыми частями, П.Д. Корин заменил правую, с изображением раненого или убитого воина. В авторских названиях встречаются оба варианта. Это, вероятно, было обусловлено тем, что в основу образа легли летописные предания о князе Данииле Галицком, который был тяжело ранен во время битвы, но заметил это, только вырвавшись из вражеского окружения, и о сподвижнике князя Александра Невского — Ратмире, героически погибшем в неравном бою. Сочтя свой первоначальный замысел излишне трагичным, П.Д. Корин изменил тему правой части триптиха, представив там «Старинный сказ» с образами сказителей и молодого воина.
Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Автор материалов: Юлия Кудрявцева. Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».