Найти тему
Музеи Московского Кремля

«Александр Невский» и «Дмитрий Донской» — эскизы Павла Корина

На выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» представлены эскизы к триптихам русского и советского художника-живописца Павла Корина. Происходивший из древнего рода палехских иконописцев, художник неповторимым образом объединил традиции древнерусской иконописи, русского искусства рубежа XIX–XX вв. и советского агитационного плаката.

Первая группа эскизов для широко известного триптиха «Александр Невский» была создана в 1942 г., в период еще неясного исхода войны, когда фашистские войска наступали к Волге и Кавказу. Эскизы отличаются от финальной версии: в них присутствует образ убитого русского воина, которого несут соратники, на фоне заката.

Эскизы к так и не выполненному триптиху «Дмитрий Донской», созданные в год Великой Победы, менее известны. В них художник изобразил Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского и его учеников — святых воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Отдельное «окно» в триптихе Корин посвящает образу русской земли, где в полной мере раскрывает свой дар пейзажиста.

Предлагаем узнать больше об истории создания эскизов, а детально рассмотреть их вы сможете на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание».

Эскизные варианты триптиха «Дмитрий Донской»

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Земля Русская (левая часть), Князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский (центральная часть), Пересвет и Ослябя (правая часть); Журавли летят (левая часть), Князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский (центральная часть), Пересвет и Ослябя (правая часть), 1944, 1945. © Государственная Третьяковская галерея

Работу над этим триптихом П.Д. Корин начал в 1942 г., продолжив, как и в триптихе «Александр Невский», патриотическую и героическую тему. В качестве сюжета он выбрал событие, предшествовавшее Куликовской битве, — приезд Дмитрия Донского в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому за благословением. Тем самым автор сместил акцент с воинской доблести и подчеркнул духовную составляющую исторического момента.

Создавая образ Сергия Радонежского, художник явно вдохновлялся ролью Досифея из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в исполнении Федора Шаляпина. В лице Дмитрия Донского, а в первом эскизе 1942 г. и одного из монахов-воинов, явно читаются черты протодьякона Михаила Холмогорова.

Над композицией триптиха П.Д. Корин работал на протяжении нескольких лет. Общая ее структура сложилась практически сразу, а вот отдельные части претерпевали многочисленные изменения. Менялась поза Дмитрия Донского, в поисках верного образа художник изображал его и конным, и пешим, с мечом и без меча.

Пересвет и Ослябя. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея
Пересвет и Ослябя. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея

Пересвета и Ослябю П.Д. Корин переместил из центральной части в правую, оставив в центре только фигуры Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, стоящих под стягом. Изображенная в раннем варианте на первом плане дружина в вариант 1944 г. не вошла, а в последнем эскизе переместилась к линии горизонта и стала едва видна.

Земля Русская. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея
Земля Русская. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея

Менял художник и характер пейзажа — от обобщенного образа Русской земли в первом варианте к более конкретному пейзажу окрестностей Троицкого монастыря и снова к обобщенному. Таким образом, в окончательном варианте П.Д. Корин оставил только центральных персонажей, исключив все второстепенное и частное.

В последнем эскизе 1945 г. художник сделал записи под каждой частью, раскрывая не только общее настроение, которое должно быть передано в картине, но и сам ее замысел. Под левой частью с пейзажем: «Журавли летят. Лирика», под центральной: «Трагедия. За Русь», под правой: «Пересвет и Ослябя. Жертва — покорность воле Божией». Триптих не был написан, но образ Дмитрия Донского П.Д. Корин воплотил спустя почти десять лет, хотя и в совершенно ином прочтении — в мозаике станции метро «Комсомольская».

Мозаика «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»
Мозаика «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

Эскизный вариант триптиха «Александр Невский»

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Северная баллада (левая часть), Александр Невский (центральная часть), Мертвые срама не имут (правая часть), 1942. © Государственная Третьяковская галерея

В 1942–1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР П.Д. Корин создал одно из самых известных своих произведений — триптих «Александр Невский». Центральная часть его была написана первой и предназначалась для выставки «Великая Отечественная война» 1942–1943 гг., боковые части были созданы в 1943 г. В 1943–1944 гг. весь триптих был представлен на выставке «Героический фронт и тыл». Обе они проходили в Государственной Третьяковской галерее.

Александр Невский. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея
Александр Невский. Деталь эскиза © Государственная Третьяковская галерея

Работая над боковыми частями, П.Д. Корин заменил правую, с изображением раненого или убитого воина. В авторских названиях встречаются оба варианта. Это, вероятно, было обусловлено тем, что в основу образа легли летописные предания о князе Данииле Галицком, который был тяжело ранен во время битвы, но заметил это, только вырвавшись из вражеского окружения, и о сподвижнике князя Александра Невского — Ратмире, героически погибшем в неравном бою. Сочтя свой первоначальный замысел излишне трагичным, П.Д. Корин изменил тему правой части триптиха, представив там «Старинный сказ» с образами сказителей и молодого воина.

Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Автор материалов: Юлия Кудрявцева. Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».