Один из наших постоянных читателей попросил высказать мнение о фильме Ларисы Садиловой "Сынок", 2009 г. Желание читателя - закон для автора. Посмотрел этот фильм. Не являюсь безоговорочным поклонником творчества Ларисы Садиловой, но не признать ее героические усилия снимать не глянцевый "гламур-лямур-тужур", а то, что она любит и знает - жизнь российской провинции, которая живет в своей реальности, перпендикулярной той, что отражается в 99 % того "киношлака", что называется "современный российский кинематограф", нельзя.
Сюжет фильма прост - очередные "отцы и дети", отец в одиночку, с самого малолетнего возраста воспитывает сына, весь отдается ему, второй раз не женился. А сыну уже семнадцать лет, но его тяготит отцовская опека и при первом же появлении в его жизни молодой, продвинутой девушки, убегает с нею куда глаза глядят. Попадает в жуткую историю, оказывается за решеткой, но в конце концов все более или менее благополучно заканчивается.
Вполне банальный сюжет, который часто задействован в современном российском кинематографе. Действие в этих фильмах происходит в основном в столицах нашей Родины с использованием крутых "иномарок", хайтековских интерьеров, ночных клубов и прочего "глянца". Папе-олигарху некогда заниматься сыном, он делает деньги. Мать - модная, молодая модель, давно ушла от отца и сына, и сбежала с иностранным продюсером в Америку. Семнадцатилетний сын прожигает жизнь по ночным клубам, где ему попадается деловая девица, на три года старше его, которая автостопом ищет "город, красивее которого нет", о чем ведет блог на Дзене.
Сын угоняет папин "гелик", прихватывает из папиного сейфа пару десятков тысяч баксов, и вместе с девицей пускается в поиски на просторах нашей Родины этого самого Эльдорадо. По дороге у них ломается бензонасос, они бросают автомобиль и дальше двигаются пешком. По дороге они находят на обочине пустую "Ниву", садятся в нее и едут дальше. А хозяин "Нивы" лежит тут же неподалеку в речке. застреленный насмерть. А через некоторое время по радио эта сладкая парочка слышит, что паренька разыскивает милиция за совершение убийства с целью ограбления.
Девчушка сбегает, пока парень спит после бурной и развратной ночи, и на шоссе ее насмерть сбивает машина. Паренек кидается за ней в погоню, но его задерживает милиция. Его помещают в ИВС.
Папа-олигарх в шоке, ему подсовывают адвоката-"решалу", который предлагает за пару сотен тысяч баксов решить вопрос с "дуркой" о невменяемости сына. А парня в это время прессуют на "чистуху" менты и ждут, когда олигарх созреет для взятки. Сынка помещают в камеру к расписным "наседкам", которые тоже в свою очередь его кошмарят, и чуть даже не совершают с ним насильственные действия сексуального характера. В общем, и мажор в шоке.
Но тут как-то находится настоящий убийца и сынка освобождают. Адвокат-"решала" приходит к олигарху и говорит, что это он все порешал, правда, надо еще полляма баксов, чтобы сынку за угон дали год условно.
Папашка-олигарх встречает сына у ворот ИВС и сынок кидается ему в слезах на шею и говорит, что завязывает с жизнью мажора, всегда будет любить и уважать отца и пойдет учиться в МГИМО, где ему папа уже купил диплом. То есть "отцы и дети" в таком оптимистичном варианте.
Но что же сняла Лариса Садилова? Действие происходит на ее родной Брянщине, в старинном русском провинциальном городке Трубчевск, население 15 тыс. человек на момент съемок. Папа главного героя никакой не олигарх, а сотрудник городского краеведческого музея, Игорь Павлович Смирнов. Режиссеру, она же и автор сценария, нужен был типаж "маленького человека" классической русской литературы - Акакия Акакиевича Башмачкина.
И на эту роль идеально подошел Виктор Сухоруков, основным амплуа которого до этого были современные российские бандиты из "святых 90-х" и карикатурное изображение Владимира Ильича Ленина. Сухоруков справился с образом "маленького человека" идеально. Это он показывает двум случайным посетителям музей чучела животных, жалуется, что экспонаты надо бы обновить, но животных жалко, ведь их придётся убить. "Сова болотная, замечательная птичка, полностью истребленная популяция." Тонкий намек, что в столицах нашей Родины такие , как Игорь Павлович, давно истреблены, как популяция, только в провинции они еще сохранились.
А вот и его сын Андрей, 17 лет. Учится в техникуме. Переходный возраст. Стесняется отца, который ни олигарх, ни чиновник, сидящий на бюджетных потоках, а простой сотрудник районного музея. Да и утомил он его своим постоянным контролем на тему "поздно, пора домой", кормит чуть ли не с ложечки. Ну, кто будет гордиться тем, что отец у него Акакий Акакиевич. А то, что Акакий Акакиевич главной целью своей жизни сделал не постройку шинели, не собственное благополучие, а поставить на ноги сына, которого воспитывает в одиночку с 6 месяцев, после того, как его бросила жена, так до этого сынку еще лет двадцать надо, чтобы дойти своим умом.
Но вот появляется в их компании путешествующая автостопом в поисках "самого красивого города " двадцатилетняя Рита. Трубчевск для нее самый обычный и потому она двинется дальше. А вместе с нею, на папиной "Ниве", отправится и Андрей. Скучно ему с отцом, скучно в провинциальном Трубчевске, да и Рита ему понравилась своей жизненной энергией и бесцеремонным напором.
Трубчевск снят Садиловой с большой симпатией. Тихий, старинный зеленый городок, с пустынными улицами, без столичного шума и суеты, где все всех знают. Город и его жители сняты почти как документальный репортаж.
Жители перемещаются в основном пешком или на велосипедах. Даже местные "акулы пера" - журналист радиостанции и фотограф. Вот они. Корреспондент за рулем, фотограф на багажнике. Вынюхивают, высматривают интриги, скандалы, расследования. И тут документальный очерк нравов переходит в детектив.
Представтели местных СМИ дадут форы в своей наглости и бесцеремонности по сбору материала и столичным журналюгам. Богата наша провинция различными талантами. Это они заявляются к Игорю Павловичу. Не каждый день житель этого городка совершает жесткое убийство из корыстных побуждений. И это сынок Игоря Павловича.
А до этого у Игоря Павловича уже побывали следователь прокуратуры и участковый инспектор милиции.
Сынок то на папиной "Ниве" отправился в путешествие с деловой Ритой, прихватив еще и пару тысяч рублей денег из папиной заначки. Потом его видели с Ритой в машине, которая принадлежала убитому гражданину, ехавшего домой в Трубчевск с крупной суммой денег. И сына объявили в розыск. Рита услышав по радио, что Андрей объявлен в розыск, бросает его и уходит пешком. На шоссе ее насмерть сбивает машина. А сынка задерживает милиция.
И вот уже небо для него в крупную клетку.
А пока сынок развлекается, папа в полной растерянности. "Маленький человек", всю жизнь посвятивший сыну, не знает что ему делать.
Но тут появляется адвокатесса. Ее играет Евгения Симонова. Это вторая, вместе с Сухоруковым, т.н. "приглашенная" звезда в этом фильме. Все остальные исполнители ролей это актеры провинциальных театров, очень убедительные, и просто жители Трубчевска. Симонова изображает вполне характерную адвокатессу. Она знает нашу правоохранительную систему. Если уж человек задержан за убийство, то у него очень мало шансов на благополучный исход, даже если он и не совершал преступление. Если уж не убийство, то наркотики или пару-тройку патронов у него на всякий случай найдут.
Поэтому задача у этой адвокатессы минимизировать отрицательные последствия. Она сразу сообщает, что можно попробовать пойти по пути признания Андрея невменяемым. Да, его некоторое время будут лечить в психушке, но это лучше, чем получить 10 лет лишения свободы. Скажите у нее профессиональная деформация? Нет, просто реальное знание жизни.
Игорь Павлович в недоумении, сын ни в чем не виноват. Но адвокат видит только такой выход из ситуации. И вообще дядя, если ты так как уверен в невиновности сына, то считай сколько угодно, а других вариантов я не вижу.
Тут надо отметить, что, если бы фильм снимался в стиле "глянца и гламура", то менты и адвокаты были изображены как последние мерзавцы, взяточники и садисты, работающие на одну руку. Но у нас ведь фильм сняла Лариса Садилова, героический певец нашей провинции, а там все чище и проще, чем в столицах. Там и милиционеры, и прокурорские честные и порядочные люди. И нету у них задачи посадить во что бы то ни стало первого попавшегося подозреваемого. И несчастного отца они жалеют и вполне с сочувствием к нему относятся. Не дошло еще до них гниение и разложение из столиц, это люди старого, еще советского воспитания.
В итоге буквально на следующий день после задержания Андрея был найден преступник, совершивший убийство. А Андрея освободили из-под стражи. Но его ждет наказание за угон автомобиля. И надо отдать должное адвокатессе, она не стала приписывать себе заслуг в освобождении сынка, что это она порешала со следователем и прокурором. Она даже пришла с цветочками к Игорю Павловичу.
Но детективная сторона картины не основная. Она служит фоном для решения проблемы "отцов и детей". А решения то как раз и нет. Зацепила малость жизнь Андрея, наехала, да не переехала, и отступила, слегка напугав. И не понял сынок, что никому он не нужен кроме родного отца, который не такой, с его точки зрения, интересный и продвинутый, не такой, которым можно похвастаться перед друзьями. Ничего не изменилось в Андрее по отношению к отцу. Все так же он его раздражает, и даже не обнял отца, когда тот встретил его при освобождении. Отец обхватил его, а он стоит как истукан, опустив руки.
И что же должно произойти, чтобы сын сблизился с отцом? Может ему надо все-таки получить реальный срок за угон транспортного средства, чтобы узнать, что есть и другой вариант жизненного пути. Когда будешь ночами лежать в зоновском бараке на "малолетке" и плакать по той жизни, где был несуразный и неинтересный отец, готовый ради него на все, а ты его и за человека не считал. Очень даже это прочищает мозги.
Финал в фильме простой и понятный. Никакого хэппи-энда. По-прежнему отец к сыну "со всею душой", а у того к нему "разговор небольшой". И никто ни в чем не виноват. Обыкновенная история. Наверное, надо дождаться следующего несчастья с этим сынком.
А еще хочу порекомендовать вот этот канал на Дзене. "Живу по-деревенски". Автор - простая, веселая русская женщина Ольга, которая
Именно так и живу. Одна с детьми в деревне. Отцы умерли. На канале всё в кучу: наша жизнь, рассказы, деревни и заброшенные дома, рецепты, обзоры - всё как есть из простой деревенской жизни) Рада вам всегда)
С легкостью и юмором о своей не своей не легкой жизни. Рекомендую. Особено женщинам.