Беспилотные авиационные системы (БАС) уже успешно работают на железной дороге и доказали свою эффективность. Они применяются для решения задач транспортной безопасности, энергетического хозяйства, тепло- и водоснабжения, а также управления имущественным комплексом ОАО «РЖД» и сохранения инфраструктуры.
«Беспилотники позволяют объективно оценить темпы работ, соответствие фактического положения объектов строительства проектной документации, а также получить точную информацию об объемах земляных работ. По данным аэрофотосъемки проводится подсчет строительной техники на объекте, что практически невозможно провести силами инспекторского контроля на объекте протяженностью 15–20 км. Сравнение полученных с их помощью ортофотопланов и проектной документации проводится в оперативном режиме с точностью 3–5 см в плане и по высоте, что существенно сокращает объемы работ (вплоть до полного их исключения) геодезических бригад заказчика на объекте, а также позволяет оперативно устранять выявленные недостатки»,- Алексей Карелов, начальник Центра внедрения космических технологий АО «НИИАС».
О совершенствовании нормативно-правовой базы для развития отрасли говорили на совещании по созданию нацпроекта по развитию БАС. Его провел первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов вместе с производителями беспилотников. Одним из направлений такой нормотворческой деятельности стали экспериментальные правовые режимы (ЭПР), которые реализуют Минэкономразвития и Минпромторг.
«В прошлом году запущены два ЭПР для доставки грузов дронами-беспилотниками в пяти регионах. Сейчас на рассмотрении заявка от Республики Башкортостан по установлению ЭПР по аэродоставке грузов, проведению аэрофотосъемок, а также выполнению дронами авиахимических работ для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Увеличивается количество направлений, по которым может устанавливаться специальное регулирование, в том числе для проектов, использующих решения на базе искусственного интеллекта и больших данных. Готовы оперативно запускать новые ЭПР по использованию беспилотных авиационных систем в соответствии с задачами будущего нацпроекта», – отметил на совещании заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Беспилотники решают следующие задачи содержания и развития инфраструктуры Российских железных дорог:
- контроль проведения аварийно-восстановительных работ
- контроль качества выполнения работ по ремонту путей
- оценка запасов материалов верхнего строения пути
- мониторинг потенциально опасных участков с угрозой камнепадов, подтоплений и других стихийных бедствий
- контроль геометрии земляного полотна и искусственных сооружений
- оценка объемов и соответствия выполненных работ проектному заданию и их графику.
Поможет развитию отрасли и система сертификации беспилотных авиационных систем, которая также должна появиться в ходе реализации национального проекта.
Сейчас производимые в России и поставляемые из-за рубежа беспилотники не сертифицируются вообще. Производители лишь заявляют их технические характеристики (дальность полета, разрешение камер, диапазон температурных режимов работы и т.д.). Перед началом их использования приходится проводить дополнительные проверки на соответствие заявленным параметрам, что влечет дополнительные издержки. По мнению экспертов, каждая модель беспилотника, выполняющего промышленные задачи, должна быть сертифицирована.
Ставьте лайк 👍 и не забывайте подписаться на канал ❤️