8,1K подписчиков

Что посмотреть в Могилеве за 1 день: город, который вас удивит

6,5K прочитали
Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением. Могилев – прекрасен, как мое фото в паспорте. Но это вовсе не значит, что здесь нельзя интересно провести выходные.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-2

В Могилеве есть отличные кафе (где цены ниже, чем в Минске), есть хороший СПА-отель со своей галереей саун, а еще есть ратуши, костелы и история города, который мог стать столицей, но из-за этого почти потерял себя.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-3

Не буду говорить, что Могилев украл мое сердечко, но я бы точно не назвал его каким-то отталкивающим. Мне понравилась Ратуша у Днепра, пожарный музей с рестораном «101», костел Святого Станислава и общественные пространства возле торгового центра «Атриум». Я загадал желание на Площади Звезд, погулял по пешеходной улице, отметил про себя проблемы с безбарьерной средой, обилие старых маршруток и надписей «Пиво по 2 рубля». Но за всю поездку я ни разу не пожалел о том, что приехал в Могилев.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-4

Да, конечно, это не Флоренция или Гданьск, но как направление для уик-энда я искренне могу его порекомендовать. Впрочем, не будем забегать вперед. Давайте я покажу вам этот город, а вы уже сами решайте, ехать туда или нет.

Что посмотреть в Могилеве? Вкратце

Еще перед поездкой я написал для себя список из 15 мест, которые мне хотелось посетить. Потом открыл карту, объединил те места, что находятся рядом друг с другом. И в итоге у меня получился вот такой список.

  1. Могилевский вокзал
  2. Площадь Ленина и бывшее здание НКВД
  3. Музей Масленникова (Миронова, 33) + «Лева из Могилева» (Миронова, 23)
  4. ТЦ «Атриум» (Первомайская, 57) + Триумфальная арка (на той же улице).
Музей Масленкова
Музей Масленкова

Все эти 4 пункта сложно отнести к категории must see. Если вы их пропустите – то особо ничего не потеряете. Но они будут идти один за другим и плавно подведут вас к историческому центру. Поэтому посещать их или нет – думайте сами. Настоящие достопримечательности Могилева начнутся чуть-чуть дальше. Вот они:

  1. Здание Драматического театра (по адресу Первомайская, 7);
  2. Костел святого Станислава (спрятанный за домами прямо напротив);
  3. Пожарный переулок с одноименным музеем и рестораном «101»;
  4. Пешеходная улица Ленинская и Дворец Конисского рядом с ней;
  5. Городская ратуша (Ленинская, 1) и «Могилевская подземка» с ней по соседству.
Могилевский драмтеатр
Могилевский драмтеатр

Когда все посмотрите – спускайтесь к реке и шагайте к Свято-Никольскому монастырю, что прячется в красивом парке на улице Трофима Сурты. От Ратуши и «Могилевской подземки» до него идти минут пять.

На обратном пути можете посмотреть Площадь Звезд и загадать желание у памятника «Звездочета». Только не тратьте желание на переход Неймара в «Крумкачы». Я пробовал – это желание не сбывается.

Что посмотреть в Могилеве-2. То же самое, но подробно

Я приехал в Могилев на поезде, поэтому одна из достопримечательностей города встретила меня сразу после выхода из вагона. Это я про местный вокзал, который был построен в 1902 году по приказу российского императора Николая II.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-7

В годы Первой мировой войны на этой станции в качестве санитара проходил службу Сергей Есенин. Но сегодня о тех днях уже мало что напоминает. В 2021-м «Могилев-1» это обычный областной вокзал – чистый, аккуратный, но примечательный разве что ларьками с DVD и пивом по 1,5 рубля за кружку.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-8

Я покрутился здесь какое-то время, а затем зашагал в центр города. До площади Ленина отсюда 2 километра, а до Ратуши — 4. Поэтому вам я рекомендую хотя бы часть пути проехать на автобусе. До той же площади Ленина ходят автобусы №8, 9, 38, 24, 25 и 1.

Когда увидите за окном вот это огромное здание, похожее на минский дворец правительства – можете выходить.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-9

Его история неразрывно связана с 30-ми годами СССР. Тогда граница Польши находилась в районе Заславля, а Минск фактически был приграничным городом. Поэтому на уровне Сталина активно продвигалась идея о переносе столицы в Могилев.

В 1938 году даже были выделены специальные средства для приведения города в столичный вид. Но именно это решение во многом стало роковым для Могилева. В центре города появился огромный квадратный кусок бетона, в котором должно было разместиться правительство БССР. Но вместе с тем начался и снос культовых построек (например, костела Св. Иосифа).

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-10

Впоследствии в период 40 и 50 годов процесс массового сноса исторических памятников Могилева продолжится. Но об этом я еще расскажу позже.

А пока вернемся на площадь Ленина. Прямо напротив нее находится бывшее здание НКВД, в котором сейчас располагается Белорусско-Российский университет.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-11

Если верить городским легендам, то под зданием когда-то располагалось 4 подземных этажа, но их впоследствии замуровали. Также по слухам существует подземный переход между зданием НКВД и домом правительства. Но, правда это или нет, я, конечно, не знаю.

Я покрутился там немного (так как с этой площади отправлялась маршрутка, на которой я планировал уехать домой), а потом зашагал дальше в сторону Музея Масленникова.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-12

Есть мнение, что это здание изображено на банкноте в 200 рублей. Но я таких денег уже давно в руках не держал, поэтому ничего утверждать не буду.

Если пройти в противоположный конец улицы – то вам на глаза попадется вот такая скульптура «Левы из Могилёва».

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-13

Не спрашивайте, почему у него купола на груди. Я не удивлюсь, если этот лев окажется не так прост, как кажется.

А вот что мне действительно понравилось, так это многофункциональный комплекс «Атриум».

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-14

В его левой части находится кинотеатр, фуд-корт и небольшой торговый центр. А в правой – расположен СПА-отель (где мы и остановились). Но подробней об этом я расскажу чуть позже.

Примерно через метров 300 мне на глаза попалась «Арка Славы», построенная еще 1780 году в честь приезда российской императрицы Екатерины Второй. В 50-е годы ее реконструировали, приделали к ней лик Ленина, герб СССР, а потому сейчас уже сложно поверить, что этой арке почти 250 лет.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-15

Вообще, в советские времена Могилев изменился очень сильно. Костел святого Станислава был застроен домами, а потому, если точно не знать, где он находится, его можно и вовсе не заметить. Я искал его, но сначала наткнулся на местное здание Драматического театра (1888).

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-16

Я рядом с ним даже сфотографировался. Теперь благодаря Могилевскому Драмтеатру вы знаете, что я позирую, как сосиска.

Чем заняться в Гродно: 8 идей (замки, дворцы и кофейни)

Могилев. Часть третья. Все самое интересное.

Стоя рядом со зданием театра, отыщите глазами отель «Метрополь». Слева от него будет зазор между домами. Ныряйте туда – и прямо впереди у вас окажется одна из главных достопримечательностей города.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-17

Это костел святого Станислава, некогда являвшийся главным католическим храмом Российской империи. В советские времена его застроили жилыми домами (что по популярной легенде позволило ему уцелеть).

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-18

В 1956 году здесь открыли архив и провели ремонт, в результате которого был уничтожен редкий орган с керамическими трубами. Фрески на стенах были замазаны краской, однако впоследствии их все же удалось частично восстановить. Сегодня этот барочный храм является одним из символов Могилева. На мой взгляд, внутри он даже красивее, чем снаружи.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-19

Смахнув остатки радуги с глаз, я оставил костел за спиной и зашагал в сторону Пожарного переулка. Фактически он находится прямо за храмом. Нырнете в арку, и прямо перед вами окажется небольшой дворик с обилием пожарной техники.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-20

Это Пожарный музей и ресторан «101». Как потом оказалось, в Минске тоже есть ресторан этой франшизы. Но как бы там ни было, место все равно прикольное.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-21

А вот пешеходная улица Ленинская какого-то особого впечатления на меня не произвела. В Минске, Гродно, Бресте и Витебске пешеходные улицы выглядят намного интересней.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-22

Если пройти по ней до конца, то скоро перед вами появится Дворец Конисского. Здание довольно скромное, но в Могилеве его относят к числу достопримечательностей, поэтому не сказать о нем пару слов было бы неправильно. В конце 18 века тут жил местный архиепископ, а сегодня в здании находится музей.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-23

В паре сотен метров от него начинается площадь Славы, где стоит местная ратуша. Первое здание городского управления появилось в Могилеве еще в 16 веке, но оно было выстроено из дерева, поэтому часто сгорало. В 1681 году горожане отстроили здание в камне, но и это спасло его ненадолго. Сначала ратуша пострадала во время Северной войны. Затем была сильно повреждена во время Второй Мировой. В 1953 году могилевский исполком депутатов принял решение о восстановлении здания. Но прошло 4 года и реставрационные работы так и не начались. И уже в 1957 ратушу взорвали.

Современная ратуша построена в 2008 году. Сейчас это одна из главных достопримечательностей города.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-24

По-моему, красиво.

Чтобы увидеть здания, которые Могилев потерял безвозвратно(?), спускайтесь к берегу реки. Там будет подземный переход, где на стенах развешаны старые фотографии. Это место называют «Могилевской подземкой» и здесь можно посмотреть, как выглядели замки, костелы, церкви и монастыри, которые формировали облик города в прошлом.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-25

Я тут даже комментировать ничего не хочу. Просто посмотрите, какой город мы потеряли.

фото — Radzima.org
фото — Radzima.org
Фото — masheka.by
Фото — masheka.by

Возвращаясь обратно в город, загляните в парк «Подниколье», где находится Свято-Никольский монастырь (17 века). Когда-то этот храм был одной из важнейших православных святынь города, однако в советские времена он подвергся серьезному разграблению.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-28

Иконостасы были замазаны бетоном, а в самом комплексе 4 года действовала тюрьма. В 1991 году во время работ по возрождению храма здесь обнаружили многочисленные человеческие останки. Вероятней всего это жертвы сталинских репрессий.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-29

Так уж получилось, что последней достопримечательностью, которую я посетил, была площадь звезд, где напротив кинотеатра «Радзiма» стоит памятник звездочету.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-30

Считается, что если взять его за палец, то можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Я так и поступил. И это, кстати, сработало.

Самые интересные места Беларуси: что посмотреть за неделю

СПА-отель, что затмил для меня Могилев

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-31

Таких мест полно и в Минске. Поэтому вы тут можете задать резонный вопрос, с чего вдруг я решил нахваливать могилевский отель (который к тому же еще и отказался от моих услуг блогера). Отвечаю: просто он хороший и дешевый. За 200 BYN вы получите номер в 4-звездочной гостинице и как минимум 2 похода в местный спа-комплекс Nebo Lounge.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-32

Там бассейн, 7 саун и забавный «душ впечатлений», который имитирует карибский шторм и дождь в тропиках. Я не шучу, в Минске, мой любимый отель «Пекин» стоит ровно вдвое дороже! Поэтому для меня этот отель был едва ли не главной достопримечательностью Могилева.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-33
Посмотреть все подробности можно вот тут.

Главное не бронируйте у них номер с завтраком. В том же ресторане при отеле можно просто по меню заказать завтрак вдвое дешевле (и еще успеть с утра в СПА сбегать).

А другие гостиницы в городе есть?

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-34

Конечно, но чего-то впечатляющего для себя я там не нашел. Если 200 рублей за номер для вас это слишком много, тогда обратите внимание на квартиры. Вот там действительно, есть из чего выбрать.

Вот недорогая студия на пешеходной улице Ленинской.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-35

А вот хорошая квартира для 4 человек на улице Чигринова. Она находится в 2 километрах от центра, зато у нее идеальные отзывы.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-36

Она находится в 2 километрах от центра, зато у нее идеальные отзывы.

Где поесть в Могилеве?

Лично мне понравились три заведения:

  • Буфет
  • Сова
  • И Grand Savoy.

В кафе «Буфет» неброский интерьер, но вкусная еда и приятные цены.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-37

А еще ко всем блюдам полагается бесплатный кофе. Посмотреть меню заранее можно на сайте buffet.by или у них в Инстаграме — @buffet.by.

За приятной атмосферой шагайте в кофейню под названием «Сова». Там мало места, поэтому столик лучше заказывать заранее. Но набор блюд и сам интерьер мне очень понравились. Завтраки тут, кстати, подают весь день. Цены и меню можно посмотреть в Инсте – @sovacoffee.home.

Ну а если вам нужно красивое заведение для романтического вечера – я рекомендую Grand Savoy.

Когда я ехал в Могилев, 41% подписчиков моего инстаграма назвали его самым некрасивым городом Беларусь (из областных). И я отчасти согласен с этим утверждением.-38

Там слишком важная девушка-администратор на входе. Но в остальном это заведение мне понравилось. Там красивый интерьер с панорамными окнами и роялем. И даже несмотря на слово «Grand» в названии, за завтрак здесь вам не придется продавать почку.

Подробней о разных заведениях города можно почитать в статье, приведенной ниже.

Где позавтракать в Могилеве? ТОП-7 заведений

Куда поехать из Могилева?

Если Могилева вам мало, расширить туристическую программу можно за счет нескольких мест, расположенных с ним по соседству. Тут и военный мемориал «Буйничской поле», и дворец Булгаков в агрогородке Жиличи. Если есть, чем дополнить мой рассказ – пишите в комментариях. Ну а у меня на сегодня все. Я даже немного удивлен, что вы дочитали до конца мой многокилометровый опус.