Я физику любила, хоть и мало в ней смыслила, хоть и получала часто тройки. Нет, сначала, когда физика только началась в 7 классе, у меня была пятëрка, но потом задания усложнились, и к 9 классу я "сползла" на тройки, но физика не вызывала у меня неприязни, и на уроки я ходила с радостью.
Потому что был Учитель. Именно так – Учитель с большой буквы. С ним было не страшно. С ним было не обидно получать даже двойки.
Вот думаю: а что такого он делал? Да вроде бы и ничего особенного. Объяснял. Не бранил. Не унижал, не оскорблял. За ошибки не ругал, но двойки ставил. Однако же и объяснял дополнительно. И после уроков можно было задержаться. Чтобы задержаться, нужно было попросить – не отказывал никогда, но сам не заставлял.
А однажды, классе в 8, кажется, наступил у меня период, когда мне нужно было что-то себе доказать, что я всё могу, если захочу. И стала я ходить на все школьные Олимпиады и прочие мероприятия. Именно тогда я пошла за школу на лыжах кататься, хотя никогда этим не занималась, уж не знаю, как это было возможно, чтобы ребёнок, освобождëнный от физкультуры на постоянной основе, в соревнованиях участвовал, но тем не менее как-то это провернули. Наверно поспособствовало то, что желающих не было вообще, а если шла я, то и моя подруга соглашалась, а одна она участвовать категорически отказалась. Я тогда пришла примерно последняя, но, помню, физрук меня хвалил, потому что погодные условия в тот день были ужасные, и несколько человек сошли с дистанции, а я дошла. Я гордилась собой. Физрук, конечно, рисковал, если ориентироваться на сегодняшние реалии, а как было в 90-х не знаю. Но не пугайтесь за меня, моë освобождение было скорее перестраховкой по блату, нежели необходимостью, и сегодня мой младший сын с точно таким же недугом, связанным с глазами, вообще не имеет никаких ограничений, освобождения от физкультуры у него не будет.
Но вернëмся к физике. На Олимпиаду по физике я тоже захотела, и других добровольцев от класса больше не было, но хорошо успевающие ученики были, которые явно лучше меня защитили бы честь класса. Физик сказал, что мои плохие результаты будут говорить не о моей плохой подготовке, а о его плохой работе, поэтому нежелательно мне участвовать. Но мне было надо, чтобы себе доказать, чтобы в себя поверить. Физик был Человеком, он понял и разрешил. Я бы не настаивала и не занимала бы место более способного ученика, но желающих в нужном количестве не нашлось.
Меня растрогал поступок физика, и я отказалась от участия в Олимпиаде. Но сам факт разрешения себе в ущерб примечателен. Я недавно смотрела советский фильм "Тренер" 1969 года, так там тренер по спортивной гимнастике выставил на соревнования не сильных спортсменов. а самых слабых, что привело к проигрышу команды школы, но тренер был уверен, что тем парнишкам обязательно нужно было принять участие в соревнованиях, чтобы поверить в себя, чтобы стать Людьми. Я смотрела фильм и думала: да ну, не бывает таких педагогов, да и нельзя подводить команду. А потом вспомнила физика. Может быть иногда и имеет смысл поступиться чем-то ради помощи конкретному человеку...
После 9 классов я пошла учиться в училище. И там тоже был замечательный физик, с которым я полюбила физику с новой силой и даже сумела вновь стать отличницей. Правда стимулом стали не знания, и не пятëрки, а обещание отпустить отличников со всех своих уроков на время цветения каштанов. Очень необычное предложение. Любопытно, что и каштаны я заметила и полюбила именно тогда. До этого я, конечно, видела каштаны, но воспринимала их как-то буднично, привычно, ну каштаны и каштаны, ну цветут, обычно цветут, у нас много каштанов, ими никого не удивишь. Но физик говорил о каштанах, как о чуде, как о самом прекрасном творении природы. И я тогда заметила, какие необычные и прекрасные у этого дерева цветы!
Кстати, наши каштаны из средней полосы России – это не истинные каштаны, плоды которых съедобны, наши каштаны – это каштан конский. Истинный каштан относится к семейству буковых, а наш конский – к семейству сапиндовых. Второе название конского каштана – жёлудник, или эскулус.
Я стала уделять физике больше внимания и времени, я стала справляться с задачами, я стала ждать весну, а дождавшись, я стала наблюдать за каштанами.
Кажется, впервые я увидела, как набухает огромная почка каштана, похожая на сжатый кулак, как раскрывается этот "кулачок", выпуская наружу пирамидку из плотных шариков будущих цветочков. Выпрастываются нежные липкие листья, раскрываются цветы, которые оказывается не белые, а бело-розово-жёлтые, и из них свисают ажурные бородки тычинок. Вы замечали, что их всегда семь? Я не замечала, пока физик не отправил меня, как отличницу, смотреть, как цветут каштаны, велел смотреть и потом рассказать. Я к заданию подошла ответственно. Я увидела, как цветут каштаны.
А ещё физик позволял на уроке есть морковь, говорил, что это полезно.
Я теперь всегда вижу, как они цветут. И детям показываю и рассказываю. Каждую весну я смотрю на цветущие каштаны и вспоминаю Олега Ивановича.
Только от одного горько: я не помню, как звали школьного физика, его почему-то все дети между собой называли по фамилии, так и запомнилось – Шуляков. А у физика из училища, наоборот, не помню фамилии, для всех он был просто – Олег Иванович.
Но у меня в детстве был фотоаппарат, редкая роскошь того времени, и фотографии я всегда подписывала, поэтому я знаю, хоть и не помню сердцем, что школьного физика звали Александр Николаевич Шуляков, а физика из училища – Олег Иванович Неберо.
Я уж полжизни, даже дольше не живу в городе своего детства, насколько мне известно, оба эти человека уже ушли из жизни, но я буду их помнить всегда.
В сети уже давно публикуются работы в рамках всероссийской акции "Мой первый учитель", множатся хештэги: #МойПервыйУчитель, #ГодПедагогаНаставника, #ГПН_2023, а мне захотелось написать не тольком о первом учителе начальных классов, но и о других педагогах, которые были хорошими наставниками и оставили отпечаток в моей душе.
- Здесь про мои выпускные состоявшиеся и нет:
- Про мою первую учительницу:
#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей #ТопБЛОГ3Сезон @topblog_rsv