Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Хороший человек» / A good person

Александр Костин посмотрел новый фильм с восходящей звездой Флоренс Пью и не скупится на эпитеты.

год: 2023
режиссёр: Зак Брафф
в ролях: Флоренс Пью, Морган Фриман, Селеста О’Коннор, Молли Шеннон, Чиназа Уче, Зои Листер Джонс, Нишелль Хайнс, Тоби Онвумере

Привет зрителям!

Если что-то на свете раздражает меня больше, чем сусально-политкорректные борцы за социальную справедливость, так это наркоманы, нахально утверждающие, что они «на самом деле хорошие люди». Голливудскому креативному классу, очевидно, больше всего на свете нравится копаться во всякой грязи и с упоением сортировать фекалии, поскольку количество фильмов о различных отбросах общества уже давно превзошло все мыслимые пределы.

К тому же существует ещё один крайне неприятный тренд. Уж не знаю, вдохновился ли вашингтонский обком примером советских студентов, которых массово посылали на картошку, но кажется, что любой высококлассный актёр едва ли не в обязательном порядке вынужден отработать хотя бы одну роль конченого дегенерата. Дженнифер Коннелли, Джаред Лето, Шарлиз Терон, Эми Смарт, Мэттью Макконахи — все они в своё время вызывали у зрителя смесь восторга и отвращения, соответственно, по поводу их таланта и выбора персонажа. Весьма успешно восходящая звезда Флоренс Пью, несколько лет назад покорившая сердца аудитории изумительно аутентичной игрой в драме «Леди Макбет», теперь вынуждена нести свой крест и пытаться хотя бы немного подсластить очередную отвратительную СЖВ-пилюлю. Что же, посмотрим, удастся ли ей это.

-2

Открывается фильм омерзительно приторной сценой помолвки, разумеется между белой женщиной по имени Элисон и иссине-чёрным негром. Вечеринка удаётся на славу, невеста исполняет на фортепиано кавер-версию песни гр. Ленинград «Я так люблю...», жених дарит суженой шкуру лично убитой им зебры, мультикультурные и либеральные друзья аплодируют и бьются в истерике от восторга по поводу досрочного выполнения и перевыполнения плана Калерги. На следующее утро Элисон, погрузив в машину похмельных будущих родственников, едет примерять свадебное платье. Вот уж на что верно пел Цой: следи за собой, будь осторожен. Но, как на грех, американцы «Кино» не слушают, и разумеется, никто не пристёгивается, поскольку ПДД это явный расизм, а сама невеста смотрит не на дорогу, а в телефон, в результате чего происходит авария, в которой гибнут все пассажиры.

После такой завязки сюжета я неосмотрительно начал надеяться, что, угробив двух негров, Элисон войдёт во вкус и нас ожидают увлекательные приключения и возможно даже вступление героини в Ку-Клукс-Клан. Но, к сожалению, новой «Американской истории Икс» у авторов не получилось, и вместо наиболее логичного развития событий, Элисон почему-то расстраивается, впадает в длительную депрессию и начинает употреблять синтетические опиоиды в промышленных объёмах. Разумеется, ни к чему кроме финансовых проблем и полного коллапса личной жизни это не приводит. Как и положено наркоманке, Элисон формально готова в любой момент порвать со своим пороком, да только вот не хватает 15 тысяч баксов на элитную клинику с бассейном и йогической медитацией, без чего детокс в принципе невозможен, так что приходится продолжать жрать таблетки.

-3

Тут меня снова посетила робкая надежда — наверняка же девушка догадается закрыть брешь платёжного баланса, снимаясь в фильмах для взрослых, а зритель таким образом получит возможность насладиться комедией в стиле Кевина Смита, ну и заодно полюбуется хорошо накачанными ягодицами героини. Но, увы, и тут американцы оказались тупыми — Элисон так и не сообразила, что её биологические активы можно использовать для получения профита, и в итоге сутками валяется на диване и стреляет крэк у знакомых дилеров.

Параллельно развивается сюжетная линия, посвящённая Дэниелу — отцу одной из погибших в аварии негритянок, который теперь вынужден воспитывать 16-летнюю внучку Райан. Сам Дэниел оказывается «бывшим» алкоголиком, который регулярно ходит на собрания адептов Бахуса и в группы поддержки, поскольку бунтующая внучка постоянно создаёт ему столь сильный стресс, что снять его можно лишь полной бутылкой виски. Элисон и Дэниел случайно встречаются на одном из собраний, и между ними начинают выстраиваться сложные отношения, предсказуемо эволюционирующие от интенсивной неприязни до братской любви. К тому же, Элисон и Райан постепенно сближаются и даже начинают культурно отдыхать вместе, употребляя различные весёлые препараты. Как положено, в процессе «раскрытия» персонажа Элисон выясняется, что их с матерью в своё время бросил отец и вообще в её зависимостях виноваты бесчувственные белые мужчины и возможно даже расисты. Ну а зритель, усвоив столь ценный урок, затаив дыхание, ждёт развязки важнейшей интриги — не окажется ли плохой пример, подаваемый Элисон, фатальным для молодой девушки.

-4

История кинематографа учит нас тому, что психологические драмы, несомненно, являются наиболее сложными для производства фильмами, ближе всего напоминающими театральные постановки — у авторов нет возможности отвлечь внимание зрителя постоянной сменой бэкграунда или яркими спецэффектами, поэтому приходится работать честно и налегать на интересную историю и интенсивные эмоции. Но у любой техники создания сюжета есть свои ограничения, и если интерес к происходящему на экране создаётся максимально искусственно, а тема повествования сама по себе оставляет равнодушной всех, кроме крохотного меньшинства, никакой накал эмоций не спасёт картину. Гуманизация наркоманов и нормализация различных зависимостей — давний и заметный тренд Голливуда, в последнее время снова набирающий обороты. Очевидное программирование реакции публики средствами кино уже само по себе выглядит подозрительно, но в конкретном случае абсолютное нежелание авторов хотя бы немного стараться приводит к предсказуемым последствиям — картина прочно занимает заслуженное место в категории «рвотный порошок».

Общий стиль фильма наиболее точно можно охарактеризовать двумя словами — надрыв и апломб. Едва ли не каждым кадром режиссёр напоминает о том, как тяжело живётся несчастным, обездоленным наркоманам и немедленно после этого требует от аудитории эмоционального вовлечения, выжимая из зрителя сострадание гидравлическим прессом. Однако очевидное желание авторов навязать широкой аудитории мысль о чрезвычайной важности проблем различных маргиналов создаёт обратный эффект, и спектр эмоций, вызываемых фильмом, колеблется от тоски до омерзения.

-5

Разумеется, самые элементарные причинно-следственные связи успешно игнорируются, и режиссёр даже не предлагает нам задуматься над тем, почему основой проблемой героев является банальное нежелание выйти из психологической зоны комфорта. Несмотря на заявленное авторами глубокое изучение феномена зависимости, забавно, что ни одному из героев так и не пришла в голову мысль о том, что в жизни нет настолько серьёзных проблем, наличие которых оправдывает добровольный отказ от человеческого облика. Увы, но при всём желании трудно сопереживать персонажам, прилагающим все усилия для того, чтобы сделать из мухи слона, довести себя до исступления надуманными переживаниями, и затем использовать всё вышеперечисленное как повод для приёма наркотиков.

Рецензируя фильм о наркоманах, нельзя избежать сравнения его с золотым стандартом нарко-драмы — «Реквиемом по мечте» Афроновски. Увы, но несмотря на все усилия режиссёра, поделка Браффа выглядит настолько неестественно и двухмерно, что не способна создать даже подобие конкуренции честной классике жанра. И хотя нарочно немытый образ Элисон немедленно вызывает в памяти прыщавую Люси из одноимённой комедии Бессона, одной ироничной деконструкции гламура явно недостаточно для оправдания потраченного времени зрителя. Ну а бесконечный поток похвалы крайне популярному на Западе культу «Анонимных алкоголиков» окончательно хоронит фильм.

-6

Кастинг проведён замечательно и отличная труппа в общем-то является единственной причиной для просмотра фильма. Флоренс Пью, хоть и родилась в Оксфорде, тем не менее выгодно отличается от типичных английских леди, поскольку её физиономия больше напоминает милого мопсика или французского бульдога, чем лошадь. К тому же Пью ещё и очень талантливая актриса и иногда в процессе просмотра кажется, что ей удастся повторить подвиг Аны де Армас, в одиночку вытащив крайне слабый фильм. Она бесстрашно бросается на амбразуру, но в данном случае сочетание банальности и дегенеративности сюжета оказалось неподъемным грузом даже для тренированных драматических мускулов актрисы. В какой-то момент Пью становится даже жалко — сиквел «Чёрной вдовы» всё никак не запустят в производство, а кушать хочется, вот и приходится сниматься во всяком «социально значимом» бреде. Зря, ох зря всё-таки феминистки посадили Вайнштейна — он хотя бы давал молодым актрисам хорошие роли в классных фильмах в обмен на мелкие услуги.

Морган Фримен, некогда сам по себе являлся торговой маркой и признаком приличной картины, и понятно, что в его возрасте любая роль является хорошим развлечением перед встречей с Хароном, но всё равно жаль, что такой прекрасный актёр тратит своё время на абсолютно пустой картонный образ. То же можно сказать и о известной нам по SNL Молли Шеннон, и юной Селесте О’Коннор — приличным актрисам тупо нечего играть.

Итог: очередной голливудский «социально важный» шлак, зря тратящий время прекрасных актёров и зрителя. Просмотра не достоин, несмотря на присутствующую в картине мораль — не позволяйте досадным мелочам вроде пары мёртвых негров расстраивать вас и тем более доводить до наркозависимости.

Александр Костин для портала Альтерлит