Если спросить любого человека на улице: где работал Цой, то все в один голос ответят: ну, конечно, в котельной «Камчатка». И будут правы. Это действительно самое известное место работы Виктора Цоя. Но не единственное. Если сказать тому же условному прохожему, что Цой ещё работал мойщиком банного отделения, то вам рассмеются в лицо. Как? Да, не может такого быть! Тот самый Цой, который собирал стадионы, снимался в фильмах, в топовых передачах на ТВ, туры по стране и пр. Но стадионы были не всегда и не сразу. Например, в 1985 году, когда у Виктора и Марианны родился сын Саша, участники группы «Кино», включая её лидера, ещё не обладали, скажем осторожно, финансовой независимостью. Им приходилось зарабатывать на жизнь отнюдь не музыкой. По крайней мере, не только музыкой. Ладно, что уж там: совсем не музыкой.
К примеру, Юрий Каспарян работал в газовой котельной. Виктор Цой – тоже в котельной – ещё не в «Камчатке», а в богом забытой крохотной складской кочегарке на окраине Ленинграда. Весной по окончании отопительного сезона, Цой оттуда уволился. Но деньги, как сказано в одном известном фильме, никто не отменял, равно как и статью за тунеядство. Перестройка с первыми ростками капитализма ещё не развернулась в полную силу.
Весной 1985 года Виктор Цой с Марианной и её знаменитой мамой Инной Николаевной переезжают в трёхкомнатную квартиру на проспекте Ветеранов, 99. Дом-корабль. Группа «Кино» почти одновременно с этим записывает свой, пожалую, самый весенний и светлый альбом «Это не любовь». И вот, недалеко от дома на проспекте Ветеранов Виктор устраивается на работу в Бани № 19, что на улице солдата Корзуна, 89,2. От нового места работы до дома не более десяти минут пешком. Быстрым шагом и того меньше.
Итак, что же эта за трудовая деятельность Виктора Цоя? Действительно в середине 1980-х Цой работал в Банях № 19 Кировского района гор. Ленинграда. Занимаемая должность будущего кумира миллионов – мойщик мужского банного отделения или попросту ночной уборщик. Почти с полной уверенностью можно сказать, что Цой выбрал это место работы по причине географической близости к дому. Возможно даже, случайно увидел объявление из разряда «требуются». Такие объявления практиковались и находились при входе любого учреждения. И сейчас ещё иногда можно встретить.
Неизвестно сколько платили Виктору за работу, но с уверенностью можно сказать, что она ему не нравилась. И вот почему. Во-первых, работать приходилось вечерами. А что такое вечер для молодого человека и музыканта, когда все «досуговые» мероприятия как раз вечером и начинались? Близкий друг Виктора Цоя Сергей Фирсов вспоминает: «Тем летом он (Цой – прим. авт.) работал в бане на проспекте Ветеранов. Работа занимала всего один час в день, но с десяти до одиннадцати вечера, что было крайне неудобно. Ему надо было срываться со всех концертов и тусовок и мчаться на Ветеранов, чтобы из шланга смывать листья от веников в этой треклятой бане».
Но это полбеды. Сохранились воспоминания Марианны Цой об этой работе: «Я несколько раз ходила ему помогать, могу заверить, что занятие это тошнотворное. К тому же от каждодневных уборок в парилке у Вити стало побаливать сердце».
По этим или другим причинам Виктор стремился устроиться в котельную, и работу в бане, явно, рассматривал как временную. Известный всем художник Дмитрий Шагин вспоминает как на выставке «митьков» в посёлке Усть-Ижора они с Цоем заперлись в кабинке туалета, чтобы воспользоваться запретным в пору сухого закона алкоголем. И Цой ему говорит: «Митя, как бы мне устроиться в котельную?». На вопрос, кем же ты работаешь сейчас, тот отвечает: «В бане уборщиком, из шланга полить, прибрать, всё такое». «Странная работа» - подытожил Шагин. «Вообще-то надо учиться, потому что котельная на газу, она более привилегированная, но туда просто так не возьмут, надо курсы заканчивать кочегарские. Попробуй найти угольную котельную, там можно устроиться и без корочек». Этот разговор состоялся в сентябре 1985 года. Спустя год Виктор устроился в котельную «Камчатка». И это уже совсем другая страница истории.
Работа в бане действительно занимала всего несколько вечерних часов. О рабочем графике Цоя сказать сложно. Сколько дней в неделю и пр. Вероятно, пятидневка.
Бани № 19 работают и по сей день. Сегодня это «Таллиннские бани». Почему Таллиннские? Рядом Таллиннское шоссе, одноимённый универсам – единственный в советское время большой продуктовый магазин в этом районе. В этот универсам частенько заходили Виктор и Марианна. И, если внешний облик Таллиннского универсама сегодня изменился, то бани – всё те же. Аскетичный советский облик. Само здание Таллиннских бань было построено в период развития района Ульянка – 1970-е годы. Точную дату постройки найти не удалось. Зато один забавный факт: бани были рассчитаны на 500 человек. Примерно столько же вмещал зал рок-клуба на улице Рубинштейна,13. Но это сравнение из разряда неудачного юмора. Так или иначе, улица солдата Корзуна, 89,2 - ещё один рок-адрес в Питере, напрямую связанный с Виктором Цоем.