Яркость и красота древнерусской иконописи была скрыта веками. Иконы были потемневшими от олифы, а методики реставрации не существовало.
Совсем недавно, когда я слышала фразу "потемневшие иконы", я представляла себе изображение, как мы видим цвет через солнцезащитные очки. Как, оказалось, я не могла даже представить то, насколько икона была тёмной. Она была именно "Почерневшей".
Наглядным примером является Казанская икона Божией Матери, которую можно увидеть на экскурсии "мастерская иконописца" Музея Русской Иконы в Москве. Рядом с окладом, находится черно-черная доска. Мне кажется чернее не бывает. Невозможно подумать, что там что-то было изображено, но расчищен глаз и он сияет, светится, а вокруг темнота. Очертания можно предположить, только по окладу, который стоит рядом.
Так вот теперь представляем ход событий. Каждые 50 лет икона чернела, обращались к иконописцам или даже к "богомазам" (богомаз - это ругательное, применялись к тем, кто без должной квалификации и веры поновлял иконы), сообщали художнику, что здесь был приблизительно такой-то образ Богородицы и икону сверху и перезаписывали. Конечно это происходило несколько раз и каждый раз всё сильнее удалялись от оригинала и авторской живописи. И таким образом икону забыли.
А влияние западного искусства, видимо, было значительным и пришли к объёмной, живописной иконе в 18-19 веке. Куда бы пошло развитие религиозной живописи - неизвестно, но в начале 1900 годов, впервые расчистили иконы, стреди которых много шедевров и увидели ту самую живопись, в том числе живопись А. Рублёва. Эти яркие цвета, которые, благодаря, уникальности темперы не померкли! "Зачем вам импрессионизм - у вас иконопись есть!" - говорили зарубежные художники. Хоть и первая реставрация не была идеальной, так как счистили много авторского слоя, но раскрытие икон помогло вернуться к той исконной иконописи, так как уставную живопись смогли увидеть. Сейчас, например, такие иконы как Троица А. Рублёва и другие расчищенные древние иконы, являются словно камертоном уставной живописи. "Древние иконы - лучшие учителя иконописи" - так говорил Леонид Успенский, по словам его учеников. И это очень точные слова.
А вы видели потемневшие иконы? Пишите в комментарии.
Если не видели, то запишитесь на экскурсию "В мастерской иконописца" Музея Русской Иконы в Москве, это бесплатно и очень увлекательно.