Найти тему
Наталья Баева

"Я не умею рисовать"

Помните свой первый в жизни урок рисования? Почти наверняка - "Срисуйте узор" из косых линий и кружочков. И первую "тройку" за скучное задание, и мрачную мысль: "Я не умею рисовать"!

А если ту же тему дать иначе?

Прежде всего, забудем расхожую фразу горе-наставников: "Художник линейкой не пользуется". Если "я ещё не художник, я только учусь", пригодятся и линейка, и циркуль, и на первых порах даже трафареты.

Учитель подскажет: Посмотрите, как круг можно вписать в квадрат, а квадрат в круг! Как углы квадрата можно украсить хоть листочками, хоть кружочками...

А теперь используйте эти простые элементы, и нарисуйте ковёр!

И сколько человек в классе, столько получится разных ковров. Разных!

Смело можно тут же устроить выставку: это наглядный результат. Никто не должен работать на мусорную корзину.

Остаётся несколько минут до конца урока, и вот тут самое интересное: учитель показывает классу образцы РАННЕЙ ХОХЛОМЫ:

-2

- Люди, никогда не учившиеся "на художника", рисуют примерно одинаково, сколько бы им ни было лет. И взрослый сообразит: если что-то сложное не умею, надо рисовать самое простое. Круги, квадраты, точки, листочки... Главное в таком рисунке - точность, аккуратность.

-3

Так родилась хохлома - один из стилей русского народного творчества. Пусть с небольшой подсказкой, но вы её сейчас создали заново. САМИ. Именно раннюю хохлому, узор "пряник".

И это только самый первый урок в первом классе.

А весь курс, разработанный Ларисой Кирилловной Рыбальченко, рассчитан на четыре года - на всю начальную школу. По 33 урока в год.

Для первоклассника главное - освоение материалов. Не скучная "теория", а возможность своими руками попробовать акварель, гуашь, карандаши разной твёрдости - почувствовать разницу. И между делом получить начальные навыки черчения. И ведь не "упражнения" - всё это в ходе знакомства с народными промыслами: гжель, жостово, дымковская игрушка, городецкая роспись...

-4

Позже надо научиться ВИДЕТЬ. Рассказать о том, что происходит на картине, и попутно постичь законы композиции. И всё это - на примерах живописи русской, европейской, советской. Попутно - целый курс истории искусств, и не только искусств. Это погружение в жизнь людей, "живших прежде нас". А так как мир мы познаём глазами (на 90%), сколько же ребята успевают узнать прежде, чем откроют учебники истории!

-5

А ведь "рассказ по картинке" теперь на экзамене в ДЕВЯТОМ классе. Сколько возможностей упущено за девять лет...

Опираясь на методики обучения рисованию прошлых веков, автор наглядно показывает, КАК избежать типичных, "детских" ошибок в рисунках. Как ПОСТРОИТЬ фигуру и лицо человека, чтобы он хотя бы инопланетянином не выглядел.

Казалось бы, решение о принятии такой программы в школах давно должно было быть принято на уровне министерства?! Но автору пришлось ждать выхода в свет своего труда... двенадцать лет! И то, скромный тираж в частном издательстве. ПОЧЕМУ?!

Вот, адресовано и учителям, и родителям. Вполне можно освоить и самим, дома.

-6

Ведь за четыре года, при одном уроке в неделю, настолько пробуждается любознательность ученика, что вопрос о собственных способностях к рисованию как-то уходит на второй план. И это при том, что в результате умеют ВСЕ! Хуже или лучше, но - ВСЕ. А потому что "самим интересно".

Но... "достали альбомы - что значит забыл - у меня для тебя карандаша нет, ищи - а теперь рисуйте, что и как хотите" - это же проще...