Для того, чтобы обучение проходило в ЗБР, господин Тепляков предлагает организовать "обучение по уровням".
Идея "обучения по уровням" не нова. Я ещё застала время, когда у нас в школе набирали классы по принципу "читает-не читает". Всех, кто не умел читать, или читал очень плохо сажали в один класс и учили по программе "Гармония" (была такая), тех, кто умел читать и бодро решал примеры сажали в другой класс и учили по программе "Школа 2100" - это там где математика Петерсон.
В первые полгода эта система себя оправдывала - учителям не нужно было разрываться между теми, кто читает 100 слов в минуту и теми, кто не знает ни одной буквы. Примерно к концу второго класса дети в обоих классах читали примерно одинаково. И среди читающих находились те, у кого навык чтения практически не развивался, и среди нечитающих находились ребята, которые учились быстро, впоследствии становились призёрами олимпиад.
Отказались от этой системы из-за недовольства родителей. Большинство хотели в "сильный класс", независимо от того читал ребёнок или нет. А поскольку законодательно вступительные испытания перед первым классом запрещены, то такие просьбы родителей удовлетворялись.
В итоге зачисление "по уровням" прекратилось.
Вместе с тем формирование классов "по уровню" по-прежнему практикуют в гимназиях и лицеях. Там отбирают подготовленных детей, усложняют программу, затем тех, кто эту программу не тянет переводят в другие классы или даже другие школы, остальные нанимают репетиторов, чтобы не перевели, в итоге получается не класс для способных, а класс для ребят, чьи родители готовы оплачивать репетиторов.
Таким образом и "гимназический" вариант обучения по уровням по сути не достигает своей цели обучения в ЗБР.
Но Тепляков предлагает свой, новый вариант. Он предлагает ребёнка, который приходит в школу, сажать в класс по уровню, а не по возрасту. Возможно ли это в массовой школе и какие условия для этого нужны станет предметом размышлений в следующей статье.