Эпоха модерна – важное и плодотворное время в истории русского искусства. Уходит в прошлое старое наследие Передвижников. На смену ему приходят новые идеи эстетизма и декоративности. Отныне социальная проблематика и морализаторство отступают под напором чистой, безыдейной красоты.
Самыми важными объединениями в живописи русского модерна были «Голубая роза» и «Мир Искусства». Они были так не похожи друг на друга.
Для художников «Голубой розы» (Кузнецов, Волошин) характерно преобладание в палитре голубых и зелёных цветов, а также почти авангардные приёмы упрощения натуры. Художники «Мира искусства», напротив, тщательно прорабатывали рисунки.
«Мир искусства» - это движение, в котором модерн сочетался с образами из русской сказки и фольклорных традиций. Таковы, например, рисунки одной из основательниц современной русской иллюстрации Елены Поленовой.
А Бенуа видел свой идеал в искусстве Версаля времён короля – Солнца Людовика и в нравах дворян эпохи Екатерины Великой. Много старинных портретов также писал и Константин Сомов.
У всех мастеров этого круга была необычайная тяга к театру, театральным эффектам и костюмам, но особенно это проявлялось именно у Сомова, нередко создававшего образы, навеянные театром дель арте.
Ещё одним важным представителем русского модерна был Врубель. Этому художнику удавались такие эффекты, которые никто другой даже не пытался повторить. В конце жизни его излюбленной темой стал портрет демона (падшего ангела).
При всей мистике, которой была пропитана эта эпоха, всё равно нельзя не отметить возможную связь между подобной темой картин и психическим состоянием художника. Не секрет, что «своих демонов» часто изображают шизофреники. И Врубель, действительно, сошёл с ума. Но за свою недолгую жизнь он успел создать множество прекрасных произведений практически во всех областях искусства.
Он автор грандиозного керамического панно «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича», а также скульптур Садко, абрамцевской львицы и морского царя.
Особенно притягательна его картина «Жемчужина».
В ней выражена вся красота и таинственность этого драгоценного морского материала, и там есть даже морские девы. Также им была создана картина «Богатырь».
На этом полотне абстрактный герой былин – огромный, мощный и грубый силач на таком же мощном коне. Кристаллическая манера Врубеля считается предшественницей кубизма в русской культуре.
Модерн прижился в России. Но особенно органично он звучал в Литве, земле, пронизанной древними сказаниями и грустными песнями. Именно там родился и вырос главный художник Прибалтики Чюрлёнис, чье имя было знакомо каждому школьнику в СССР. Особенно интересны его работы из цикла «Сотворение мира».
Это, по сути, его собственная версия истории нашей планеты, в которой нашлось место и для сцен на морском дне с кораллами и морскими существами, похожими на змей, и для вечных льдов, на которых растут неведомые существа, похожие на морские уточки.
А в цикле картин «Времена года» он представляет каждый сезон как музыку красок.
Именно музыку, ведь у него было музыкальное образование. И названия многих его картин красноречиво об этом говорят («Соната моря», «Соната звёзд»).
Модерн также был временем, когда на российской сцене только появлялась авторская песня. И первым настоящим оригинальным певцом стал Вертинский. Его стихи и песни очень изящны, интеллигентны и благородны, а сюжет часто отсылает к экзотическим странам («В бананово – лимонном Сингапуре»).
Эта особенность отражает общую тягу модерна к экзотическим культурам, таким как Япония и Китай. Важными поэтами того времени были Блок и Игорь Северянин, однако наследие последнего не так высоко ценится. В стихотворениях Северянина много неуместных, режущих слух французских неологизмов, которые сильно отличались по качеству от практически «народных» неологизмов Хлебникова и метких плакатных словечек Маяковского.
В те времена расцветает талант молодого Есенина. Для его творчества характерны певучие религиозные метафоры, очень народные и простые по духу. В начале двадцатого века талантливые крестьяне идут в литературу и создают «новокрестьянскую поэзию», гениальное явление, которое было запрещено почти все годы советской власти. И всё же, несмотря на это, после гибели Есенина выяснилось, что в СССР множество его читателей и почитателей его таланта.
О Серебряном веке можно говорить до бесконечности, и любой обзор этого явления в любой статье будет неполон. И история нашего народа также была бы неполной без этого серебряного или ... всё же, платинового века русской культуры!