Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Быть собой под взглядами других (о принятии себя, страхе старости и не только).

Созерцание или просмотр произведения искусства, будь то фильм, музыка, книга или картина, может оказать сильный терапевтический эффект, если дать себя время на соприкосновение с его аурой, то есть на переживание самого произведения и на то, чтобы задать себе важные вопросы с целью пробудить бессознательное. Искусство говорит с нами на языке образов и обращается напрямую к нашему бессознательному. Наши теневые стороны не хотят быть обнаружены, поэтому в восприятии произведения искусства нужно уходить от простой оценки "нравится - не нравится" в пользу более глубокого его восприятия, так как первичная оценка "не нравится" и "скучно" может быть той самой цензурой сознания, не позволяющей проникнуть в него неприглядному и отвергаемому.

Какое первое впечатление это произведение у меня вызывает? Какие чувства поднимает - скуку, страх, раздражение, восторг, отторжение, тоску или что-то другое? Почему возникают именно такие чувства и мысли? Какие чувства под собой скрывает скука и непринятие? Одно и то же произведение может вызывать диаметрально противоположные чувства у двух зрителей, так как в восприятии участвует множество неосознаваемых процессов, которые несут отпечаток каждой конкретной личности.

Мысленно вступая в диалог с образами, которые автор затрагивает и будит в нас, мы учимся понимать себя и контактировать с собственными отвергаемыми чувствами, интегрируя их в своей системе.

Чем лучше ты осознаешь свои чувства и принимаешь их проявления, тем лучше ты способен интегрировать каждое из них в свою систему, то есть принять без отвержения. Чем лучше ты понимаешь и принимаешь себя, тем лучше ты понимаешь и принимаешь других людей и окружающий мир и более аутентично с ними взаимодействуешь.

На размышления о принятии неизбежного процесса старения меня натолкнула картина итальянского живописца Бернардо Строцци " Старая кокетка" (1615г, ГМИИ, Москва).

На полотне изображена пожилая знатная дама, всматривающаяся в свое отражение в зеркале, в то время как служанки помогают ей с туалетом. Наряд этой женщины вызывает у зрителя усмешку, так как он явно не соответствует возрасту, вызывая чувство сожаления, жалости, зритель в свою очередь как бы смотрит на нее глазами служанок, присоединяясь к их скрытым насмешкам и осуждению.

Это первое впечатление, а мы в терапевтических целях пойдем в своих размышлениях и наблюдениях дальше.

Проносится мимолетная пугающая тебя мысль о том, что старость коснется и тебя, и молодые будут так же насмехаться над твоими неуклюжими попытками выглядеть моложе. По-крайней мере никто от такого точно не застрахован. В старости нас страшит не только беспомощность, но и нелепость, ненужность, некрасивость. Старость не привлекательна в своей слабости и поэтому к чувству жалости к пожилой даме на картине примешивается чувство беспокойства, так как поднимаются глубинные страхи одиночества, старости, смерти.

Как-то Ж-П Сартр устами одного из героев своей пьесы ("За закрытыми дверями" ) воскликнул - "Ад - это другие" . Ад - это состояние под взглядом другого человека. Под взглядом другого мы теряем свое существование и превращаемся в оболочку, предмет, так как другой нее понимает нашей сущности и никогда нас не поймет, он не видит нас такими, какие мы есть. Пожилая дама явно чувствует себя молодой, но для окружающих девиц она только стареющая оболочка.

Служанки на картине Бернардо Строцци - это и есть те другие, которые оценивают и наблюдают. Жутковатый глаз в зеркальном отражении становится символом жизни под взглядами других людей и одновременно, взглядом на собственную старость и, следовательно, конечность. Признаки увядания страшны для нас напоминанием о неизбежной смерти.

Наряд дамы, безусловно, не по возрасту, но ее черты лица благородны и красивы, она спокойно и с достоинством смотрит на своей отражение и вызывает большую симпатию, чем глуповатые лица служанок. Картина Б. Строцци открывается новыми смыслами о принятии себя, о желании эмпатии, о смелости смотреть в лицо своим страхам и проживании своей жизни. Смелость жить без оглядки на других и мудрость быть терпимым к слабостям других. Как оставаться собой под взглядами других людей? Мы теряем свою аутентичность, когда ставим превыше всего в своей жизни социальные установки и ожидания других людей, а для сопротивления нам нужна смелость быть собой и принять все свои слабости, недостатки, собственный возраст, и мы не будем приравнивать его к недостаткам. На самом деле, смелость нужна и для того, чтобы принять и свои достоинства, чтобы принять свой возраст и право быть в нем красивым, непохожим, аутентичным, а не таким, как диктуют социальные роли и привычные ролевые модели. Принять что-либо - это значит занять позицию наблюдателя без желания давать оценки, позволить просто быть, не сравнивая и не обесценивая. Когда вы принимаете то, что кажется неприглядным ( в себе или в других), то вы больше не боитесь, не боретесь, не сопротивляетесь, а вы разрешаете всему быть. Когда уходит сопротивление, начинается интеграция отвергаемого, а за ней почти неминуемо следует встреча с собственной аутентичностью.

Не закрывать глаза на свои морщины, изъяны, недостатки требует не только смелости, но и отказа от гордыни в пользу смирения. Но отказ от гордыни не означает малодушие и слабость, а означает безусловное принятия того, что ты не можешь изменить и вместе с тем четный взгляд на то, что ты выбираешь делать с тем, что тебе дано в обстоятельствах, которые тебе даны с учетом твоих собственных ценностей и смыслов.

Мы ценим жизнь потому, что мы смертны. Мы ценим молодость, потому что постареем. Мы ценим старость, потому что не каждому дана привилегия дожить до нее.

Ольга Трофимова

Психолог-консультант, экзистенциальный психолог.

Автор: Ольга Аркадьевна Трофимова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru