Есть у русского народа игра «Растяпа». В ней все игроки сначала некоторое время ходят или танцуют, а затем по сигналу встают в пары. Количество играющих нечётное. Тот, кому не хватило пары, встаёт в центр, а остальные показывают на него пальцем и хором дразнят: «Раз, два, три, растяпа ты». Так играют много раз, пока не надоест или пока кто-то один не побывает «растяпой» трижды. Я сама при случае с удовольствием играю в эту игру.
Некоторые мои коллеги-психологи считают эту игру жестокой и опасной, а я считаю её невероятно полезной, в некотором роде психологической прививкой. В этой игре моделируется неприятие человека не просто другим человеком, а целой группой, и тренируется устойчивость перед страхом отвержения. Страх отвержения таится в глубине души практически каждого человека с типичным психическим развитием. Мы тревожимся, если по какой-то причине чувствуем себя не такими, неправильными, не как все остальные. Причина тревоги — в том, что какая-то часть внутри нас чувствует: если я буду не таким, как надо, от меня могут отвернуться, отказаться.
Человеческий младенец не может выжить в одиночку, поэтому для него жизненно необходимо быть привязанным ко взрослому невидимой нитью эмоциональной связи. Если эта связь недостаточно прочна и потребность в привязанности не удовлетворяется полностью, начинают действовать страхи, которые запускают поведение с целью понравиться, угодить, быть удобным, только бы не потерять жизненно важную связь. Чем меньше удовлетворена потребность, тем сильнее страхи. Наиболее уязвимы в этом отношении люди, выросшие без значимых взрослых, и люди из дисфункциональных семей, имеющие недостаточный или травматичный опыт общения.
Наш внутренний ребёнок не очень разборчив и может принимать за фигуру привязанности (родителя или другого заботящегося взрослого) буквально первого встречного. Это сохраняется и до взрослого возраста: мы можем ощущать на себе как болезненный укол чьи-то рассуждения, дискриминирующие нас по полу, возрасту, национальности, вероисповеданию. Рассуждающий может быть нам едва знаком и не значим для нас, однако чуткий ребёнок внутри нас начинает в такие моменты волноваться, не бросят ли его сейчас одного на произвол судьбы.
Страх отвержения препятствует образованию надёжной связи с другим человеком. Для построения тёплых и близких отношений нужно рискнуть открыть другому свою незащищённость. На пути к таким отношениям может стоять блок в виде страхов привязанности, и тогда нет другого способа установить надёжную связь, кроме как преодолевать страхи. Это можно сделать в ходе психотерапии, и фактически то же происходит в игре "Растяпа". (Важно отметить, что в игре люди обычно участвуют по собственному желанию и настроены доброжелательно друг к другу.)
На мой взгляд, терапевтический эффект этой мудрой игры состоит в том, что в ней человек тренируется выдерживать ситуацию, которая хоть и неприятна, но не угрожает жизни и здоровью. Игра повторяется много раз, и «растяпой» могут побывать все участники. Игроки видят, что проигрыш не приводит ни к чему страшному, что «растяпами» становятся и многие другие, что от этой игры можно получать удовольствие, даже находясь в центре круга. Так успокаивается наш внутренний ребёнок и так укрепляется наша взрослая часть — сильная, устойчивая, находящаяся в контакте с реальностью. И наконец, так мы развиваем свою способность строить крепкие и надёжные отношения, приносящие радость.
Автор: Орлова Светлана Игоревна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru