Найти в Дзене

Ряд Ярослава Мудрого

По свидетельству древнейшей русской летописи, «Повести временных лет», киевский князь Ярослав I, получивший в историографии прозвище «Мудрого», незадолго до своей кончины в феврале 1054 года произвел раздел городов между своими сыновьями, назначив Киев во владение Изяславу, Чернигов — Святославу, Переяславль — Всеволоду, Смоленск — Вячеславу, Владимир на Волыни — Игорю. Из Комиссионного списка Новгородской I летописи младшего извода известно, что помимо Киева Изяслав получил Новгород и «многие иные города»; Святослав взял «всю страну восточную» до Мурома, а Всеволоду достались Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье[1]. К владениям Святослава также принадлежала Тмутаракань на Таманском полуострове, а в конце 1060-х годов к ним добавился Новгород после того как его сын Глеб занял новгородский стол и сумел отразить нападение полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Тем не менее, этого достижения Святославу оказалось мало. Как отмечалось в «Повести временных лет» под 1073 годом, «желая больше
Завещание Ярослава Мудрого
Завещание Ярослава Мудрого

По свидетельству древнейшей русской летописи, «Повести временных лет», киевский князь Ярослав I, получивший в историографии прозвище «Мудрого», незадолго до своей кончины в феврале 1054 года произвел раздел городов между своими сыновьями, назначив Киев во владение Изяславу, Чернигов — Святославу, Переяславль — Всеволоду, Смоленск — Вячеславу, Владимир на Волыни — Игорю. Из Комиссионного списка Новгородской I летописи младшего извода известно, что помимо Киева Изяслав получил Новгород и «многие иные города»; Святослав взял «всю страну восточную» до Мурома, а Всеволоду достались Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье[1]. К владениям Святослава также принадлежала Тмутаракань на Таманском полуострове, а в конце 1060-х годов к ним добавился Новгород после того как его сын Глеб занял новгородский стол и сумел отразить нападение полоцкого князя Всеслава Брячиславича.

Тем не менее, этого достижения Святославу оказалось мало. Как отмечалось в «Повести временных лет» под 1073 годом, «желая большей власти», он вступил в союз с Всеволодом, направленный против Изяслава, мотивировав его тем, что киевский князь якобы вел переговоры с полоцким князем о заключении династического союза между представителями двух княжеских ветвей. Изяслав был вынужден покинуть Киев и уйти в Польшу, а затем в Германию, его место на киевском столе занял Святослав, остававшийся в Киеве вплоть до своей смерти 27 декабря 1076 года в результате неудачной операции по удалению опухоли («резанья желве»)[2]. После того как летом 1077 года на Русь в сопровождении поляков вернулся Изяслав, которому добровольно уступил киевское княжение Всеволод, сыновья Святослава стали терять свои волости. Весной 1078 года его сын Олег лишился княжения во Владимире на Волыни. Глеб Святославич примерно в это же время был изгнан из Новгорода и вскоре погиб в Заволочье. Новгородская и, вероятно, Волынская земля попали под контроль Изяслава, а в Чернигове, также сделавшимся вакантным по смерти Святослава, сел на княжение Всеволод.

Как предположил М. П. Погодин, Изяслав и Всеволод могли заключить между собой соглашение, чтобы лишить сыновей Святослава княжений в Русской земле за его выступление против старшего брата в 1073 году[3]. Хотя доказательств подобному предположению в летописях нет, политическая практика и Изяслава и Всеволода на протяжении следующих 15 лет свидетельствовала о том, что дискриминационное соглашение было вполне возможно. В руках сыновей Святослава после 1078 года осталась только Тмутаракань, откуда они при поддержке половцев трижды совершали вторжения на юг Руси. Первое вторжение в конце лета 1078 года предпринял Олег Святославич вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем. Князьям удалось нанести сокрушительное поражение Всеволоду Ярославичу и занять Чернигов, однако в битве на Нежатиной ниве 3 октября 1078 года они потерпели поражение от войск Изяслава и Всеволода. Борис Вячеславич был убит, а Олег с остатками дружины бежал в Тмутаракань. В той же битве погиб Изяслав. В Киеве ему наследовал Всеволод, который продолжил дискриминационную политику по отношению к Святославичам.

Летом 1079 года второе нашествие на киевского князя при содействии половцев предпринял брат Олега Роман Святославич, однако Всеволоду удалось вступить в переговоры с кочевниками и предотвратить вторжение. Возвращаясь в степь, половцы убили Романа. Олег, видимо, не без ведома киевского князя, был захвачен в Тмутаракани хазарами и на несколько лет выслан в Византию, где женился на византийской аристократке Феофано Музалон. В 1083 году, возможно не без помощи византийцев, он вернулся в Тмутаракань, организовал расправу над хазарами и правил здесь следующие 11 лет.

[1] ПСРЛ. Т. 3. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 161, 470.

[2] Там же. Т. 1. Лаврентьевская летопись [2-е изд.]. М., 2001. Стб. 182–183, 199.

[3] Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. 4. М., 1850. С. 370–371.