Один из прообразов той самой «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита» находится в московском доме. На днях ездил в столицу проведать сестру, и мне удалось там побывать, узнать много интересного. О самых примечательных фактах «нехорошей квартиры» рассказываю сегодня!
Неоднократно перечитывал роман несравненного М. Булгакова «Мастер и Маргарита», и частенько представлял ту самую «нехорошую квартиру», где проходил «бал сатаны», который здесь обосновался со всей своей свитой.
Переехав 3 года назад в Петербург навсегда, стал чаще бывать в Москве. В последнюю поездку очень хотелось побывать в том самом доме, где находится «нехорошая квартира», и мне это удалось. К этому моменту, перерыв весь интернет, мне удалось собрать множество примечательных фактов о жилье, которое стало для Булгакова прототипом «нехорошей квартиры».
Итак, о прототипе «нехорошей квартиры» № 50 в деталях:
1. Располагается в доме на Б. Садовой улице – том самом, где гениальный писатель жил с 1921 по 1924 гг.
2. Это типичная коммуналка тех времен – коридорного типа, состоящая из нескольких комнат, где обитали разные семьи. Кстати, о таком варианте проживания я уже писал в другой статье. Со времен Булгакова, видимо, ничего не изменилось.
3. В квартире всего 7 комнат, и находится она на последнем этаже 5-этажного дома.
4. Дом с «нехорошей квартирой» построен архитекторами А. Милковым и Э. Юдицким в 1902-1903 гг. и отличается типичным стилем модерн.
5. Инициатором строительства дома в виде буквы «П» стал столичный миллионер Илья Пигит, а дом до сих пор называют «Пигит». Кстати, вместе с семьей он занимал огромную 10-комнатную квартиру в этом доме.
6. Сам Булгаков занимал в доме на Б. Садовой квартиру № 34 и, кстати, согласно действию романа отдельные черты планировки как раз совпадают с описанием «нехорошей квартиры» в романе.
7. Большинство квартир в этом доме сдавалось врачам, учащимся Высших женских курсов (позже из преобразовали во 2-ой МГУ) и деятелям искусства, здесь действительно существовала художественная мастерская. Любимыми квартиросъемщиками были художники, т. к. меценат Пигит был неравнодушен к живописи и старался создать наиболее комфортные условия для жизни талантливых людей.
8. Постоянные разборки и склоки в коммуналке вынуждали Булгакова постоянно вызывать милицию, и это его привело к мысли, что москвичей испортил «квартирный вопрос».
9. Согласно реальных фактам (их упоминает первая супруга писателя в своих воспоминаниях) в квартире № 50 проживала женщина, с которой Булгаков писал Аннушку. Чем именно она так вдохновила писателя, достоверно не известно. Надеюсь, мне удастся провести более глубокое «расследование» - чисто из личного интереса. Бесспорно лишь одно – квартира № 50 почему-то запала в душу Булгакова, иначе зачем он ее упоминает и в других творениях, например, в «Самогонном озере», «Псаломе», «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна».
Ставьте лайки, если статья понравилась, а в комментариях высказывайте свое мнение относительно «нехорошей квартиры»!