Найти в Дзене

1883 год РИФ

События в стране и в мире 27 мая 1883 года состоялась коронация императора России Александра III. По словам историков, период его правления был довольно противоречивым. С одной стороны, он сопровождался бурным социально-экономическим развитием, а с другой — политическим регрессом. Реагируя на угрозы для российской государственности, царь вынужден был принимать сложные и весьма неоднозначные решения. ... А военные стратеги должны мыслить так, чтобы предвосхищать события, — поэтому и усилился контроль над ситуацией в этих регионах. Кроме того, по словам эксперта, в результате реформ Александра II на национальных окраинах выросли свои политические элиты, появилась своя собственная национальная политика. К моменту восшествия на престол императора Александра III русский военно-морской флот находился, по выражению брата императора, великого князя Алексея Александровича, сменившего 14 июля 1881 года великого князя Константина Николаевича на посту верховного командования над флотом, в состоян
Оглавление

События в стране и в мире

27 мая 1883 года состоялась коронация императора России Александра III.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

По словам историков, период его правления был довольно противоречивым. С одной стороны, он сопровождался бурным социально-экономическим развитием, а с другой — политическим регрессом. Реагируя на угрозы для российской государственности, царь вынужден был принимать сложные и весьма неоднозначные решения. ... А военные стратеги должны мыслить так, чтобы предвосхищать события, — поэтому и усилился контроль над ситуацией в этих регионах. Кроме того, по словам эксперта, в результате реформ Александра II на национальных окраинах выросли свои политические элиты, появилась своя собственная национальная политика.

К моменту восшествия на престол императора Александра III русский военно-морской флот находился, по выражению брата императора, великого князя Алексея Александровича, сменившего 14 июля 1881 года великого князя Константина Николаевича на посту верховного командования над флотом, в состоянии «застоя и слабости». Впрочем, о предшественники редко говорят иначе. Для обсуждения вопроса о будущем составе флота была учреждена по приказанию Алексея Александровича особая комиссия, в которую вошли такие видные деятели, как генерал-адъютанты А.А. Попов, Г.И. Бутаков, С.С. Лесовский, вице-адмиралы В.А. Стеценко и И.А. Шестаков

Политическая составляющая в данном году

В России же необходимый для судостроительной программы кредит в 242 360 160 рублей растягивался с 1882 по 1902 гг. Для Балтийского флота выделяли большую его часть в 169 797 200 рублей или 70%. Данная цифра составляет 8 489 860 рублей в год.

Спустя месяц после столь значимого для флота решения, 23 сентября 1881 г., резолюцию, а главное выделение необходимых огромных денежных сумм одобрил Александр III, сделав свой первый и твердый шаг на ниве правления империей.

2* Документальное подтверждение о том, что в Германии с восшествием на трон кайзера Вильгельма желают разговаривать с Россией языком войны, появилось менее чем через два года. В июле 1883 г. управляющему Морским министерством пришло секретное донесение русского военно-морского агента во Франции полковника барона Фредерикса. К донесению прилагалась обширная копия о результатах совещания, проведенного 10 октября 1882 г. у графа фон Мольтке.

Полученная информация положила конец всем рассуждениям о якобы благосклонном отношении Вильгельма I к своему восточному соседу.

О том, как копия плана оказалась в Париже у Фредерикса, сейчас можно только догадываться, и вполне возможно, что история шпионажа упустила из своих летописей весьма захватывающий сюжет.

Строительство кораблей в 1883 году

1) Строящиеся броненосные фрегаты "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" получили разные энергетические установки.

Российский императорский крейсер "Дмитрий Донской".
Российский императорский крейсер "Дмитрий Донской".

Как в дальнейшем объяснялось в отчете по Морскому министерству за 1883 г., таким путем рассчитывали "прийти к точному и безошибочному выводу относительно преимуществ той или иной системы". Достойно сожаления лишь то, что, затевая этот наверное интересный, опыт (о результатах которого, впрочем, документов в архиве не встречается - об этом опыте, похоже, просто забыли), не подумали о другом: проверить предварительно (хотя бы на том же "Минине") тормозящий эффект неподъемного гребного винта, который, как выяснилось в первых же плаваниях, по существу лишает корабль парусных качеств и делает столь эффектно выглядящий рангоут дорогим и, зачастую, опасным для корабля украшением. Стоимость каждого корабля вырисовывалась в размере 4,4 миллиона рублей, закаждый.

2) В этом году начали строиться корветы "Рында" и "Витязь". 31 марта 1883 года директор Франко-Русских заводов, основанных в прошлом году - Дю Бюи предложил управляющему Морским министерством проект контракта. Стоимость каждого корабля была оценена в 1 770 000 руб. (1 275 000 - корпус, 495 000 руб. - машина с котлами). На заседании Адмиралтейств-совета 27 апреля 1883 года было решено разрешить Обществу Франко-Русских заводов постройку на Галерном островке двух стальных рангоутных крейсеров корветского ранга в 2950 тонн. Наблюдающим за постройкой обоих крейсеров был назначен, по просьбе генерал-адъютанта А.А. Попова, корабельный инженер капитан А.Е. Леонтьев."Петр Великий". В 1880 году А.Е. Леонтьев подготовил "Петр Великий" к заграничному плаванию, а в 1881 году наблюдал за постановкой на броненосец новой машины и котлов в Англии.

Крейсер 2-го ранга "Рында". (3000 тонн)
Крейсер 2-го ранга "Рында". (3000 тонн)

Работа над первым из кораблей (он впоследствии получил название "Витязь") начались 16 августа 1883 года, над вторым - 13 октября 1883 года. 26 ноября 1883 года Александр III:

"Высочайше повелел соизволить строящиеся на Галерном островке, по контракту, Обществом Франко-Русских заводов, два корвета зачислить в списки судов флота и поименовать: "Витязь" и "Рында".

Работами над кораблями от завода руководил инженер П.А. Титов, по справедливому замечанию Р.М. Мельникова, "замечательный русский умелец, инженер- самородок". Согласно спецификации, главные размерения кораблей были следующие: Длина между перпендикулярами - 265 футов, ширина с обшивкою 45 футов, углубление в полном грузу: форштевнем - 14 футов, ахтерштевнем - 18 футов, среднее - 16 футов.Водоизмещение - 2950 тонн. Все части крейсера делались из стали, за исключением киля, форштевня, старнпоста, которые должны были быть из железа.

Уже в ходе постройки Шестаков потребовал дополнительно перекрыть машинное и котельное отделения стальной палубой толщиной 1-2 дюйма. 10 декабря 1883 года на эту работу был заключен дополнительный контракт. Для компенсации увеличения массы корпуса пришлось уменьшить запасы угля и расчетную дальность плавания. Переделки проекта продолжались, несколько раз переделывалось расположение внутренних помещений, количество и калибр орудий. Чтобы уменьшить перегрузку, вместо деревянных мачт впервые в русском флоте на корветах были установлены стальные, но такелаж на них пришлось покупать в Англии.

Общество Франко-Русских заводов согласилось установить броню на крейсерах за сверхконтрактную плату в 122 000 рублей за каждый крейсер. Дополнительный контракт на установку броневой палубы на корабли был подписан 10 декабря 1883 года. Так "Витязь" и "Рында" станут первыми в истории отечественного военно-морского флота бронепалубными крейсерами. Установка броневой палубы существенно усилила защищенность кораблей в бою.

3) Начат к постройке и броненосный фрегат "Адмирал Нахимов". 27 апреля 1883 г. “уполномоченный от Правления Балтийского Железо-Судостроительного и механического Общества” (так тогда назывался Балтийский завод), что в переводе на современный язык означает директор, Михаил Ильич Кази заключил контракт с Санкт-Петербургской “конторой над портом”, который представляли его командир контр-адмирал барон Вильгельм Морицович Гейкинг и его старший помощник капитан 1 ранга Владимир Васильевич Житков, на “построение железного корпуса с окончательной отделкой и полным вооружением”.

Проект крейсера "Адмирал Нахимов"
Проект крейсера "Адмирал Нахимов"

Фактически Балтийскому заводу предстояло построить весь корабль, от набора корпуса и его спуска на воду до установки всего оборудования, башен, котлов и артиллерии, и полностью подготовить к испытаниям.

“Означенное судно Балтийское общество обязывается выстроить самым тщательным образом из самых лучших материалов, лучшего железа и стали, со стальной палубной броней и со всеми принадлежностями”,

— говорилось в подписанном договоре. Там же и указывалось, что к постройке следует приступить “немедленно” и подготовить корпус к спуску в сентябре 1885 г. Полное же изготовление фрегата (так говорилось в договоре) к сдаче его в “казну” заводу следовало произвести через три года, в июле 1886.

Генерал-адмирал Алексей Александрович мог сидеть в своём кабинете в конце года и рассуждать, что сейчас в постройке два броненосных фрегата по 4,4 миллиона рублей, два корвета по 2,6 миллиона рублей и первый броненосец по судостроительной программе "Адмирал Нахимов" за 6,46 миллиона рублей.

"Таким образом, мы потратим на пять кораблей 20,46 миллиона рублей. Получим отряд, способный дать скорость 14 узлов, защищенный броней на "Нахимове" производства Ижорского завода, и завода Каммель в Шеффилде на "Мономахе" и "Донском", а у корветов вообще броневая палуба только и то, по опыту сражения при Фучжоу, произошедшем в этом году, или Бомбардировке Александрии, произошедшей в году предыдущем. Вооружение отряда строящихся кораблей, а им вероятно, предстоит действовать совместно, будет составлять четыре 11-дм орудий четыре 9-дм орудий и пятьдесят восемь 6-дм орудий".

& Затем, в голове у лица принимающего решения, могли возникнуть вопросы:

1) Не построить ли мне три "Адмирала Нахимова"? - Тогда, поставив их вместе получим грозную эскадру с девятью 11-дм орудиями...

2) Не построить ли восемь "Рынд" и "Витязей" ? - Тогда мы сможем держать их во всех морях и океанах и создать гораздо большую угрозу Английскому судоходству...

3) Не построить ли четыре крейсера типа "Владимир Мономах" и один "Витязь" ? - Те же пять кораблей, но защищенных бортовой броней четыре, а не три, опять же скорость выше, сроки постройки более реальные...

Битва при Фучжоу произошедшая в 1883 году, где французы уничтожили флот империи Цин
Битва при Фучжоу произошедшая в 1883 году, где французы уничтожили флот империи Цин

Как говорилось в предыдущем посте, артиллерия, которой собирались вооружить новые корабли флота была представлена калибром 12" и 9". Но, подобные орудия на более малые корабли поставить было невозможно и строящиеся в данном, 1883 году корабли оснащались более легкими орудиями, а именно:

1) 11-дм образца 1877 года. Вес ору­дия с замком 28 698 кг. Вес сна­рядов 250 — 255 кг, длина 2,9 клб., 454 м/с, дальность 3477 метров при угле +6° и 8967 метров при +27,7°, 25,7 мегаджоуля).

2) 9-дм образца 1877 года. Замок — цилиндропризматический клин весом 573 кг. Вес орудия с замком 22 097 кг. В б/к входили легкие снаряды весом 126 — 127 кг и длиной 2,7 — 2,8 клб: обыкновенного чугуна, вес ВВ 5,6 — 6 кг черного пороха; закаленного чугуна и стальные, а также тяжелые сталь­ные снаряды весом 188,4 кг. Первоначальный заряд для лег­ких снарядов был 72 — 74 кг бурого охтинского пороха. Позже ввели заряд бездымного пороха с сохранением баллистики старого заряда. При заряде 72 кг бурого пороха снаряд в 126,1 кг имел Vo = 653 м/с, 26,9 мегаджоуля и дальность 9445 м при угле +15,3°, а тот же снаряд при заряде бурого пороха 74,2 кг или эквивалент­ном заряде бездымного пороха имел Vo = 709 м/с и дальность 10 980 м при угле +18° или 31,7 мегаджоуля. Для тяжелых снарядов был принят заряд 69,6 кг бурого пороха с Va = 569 м/с или 30,5 мегаджоуля.

3) 6-дм 28-калиберное орудие образца 1877 года, имело вес с замком 4177 кг, а переделанного из обр. 1867 г. — 4341 кг. Первоначально в б/к входили снаряды с двумя медными по­ясками длиной 2,5 клб: закаленного чугуна весом 37,26 кг и обык­новенного чугуна весом 33,4 кг с ВВ 1,95 кг. К ним был принят заряд 17,2 кг ПП пл.1,75. У 37,26-кг снаряда Vo = 535 м/с, у 33,4-кг снаряда Vg = 555 м/с и дальность 3860 м при угле +6°. Позже были приняты 41,5-кг снаряды от 6"/35 пушек и к ним заряд 21,5 кг бурого пороха. l/o = 542 м/с и дальность 6405 м при угле +12° = 6,1 мегаджоуля.

Проектирование новых кораблей (В рамках судостроительной программы 1881 года)

Лучшими кораблями для Балтики, по мнению управляющего Морским министерством И. А. Шестакова, следовало считать германские броненосцы типа "Захсен" и датский "Гельголанд", возникает вопрос: "Почему не "Петр Великий"?" Или он для океана, а здесь нужен был корабль именно для Балтики?

МТК следовало рассмотреть оба этих корабля, для чего 18 октября 1882 г. председатель Комитета генерал-майор О. О. Пельциг собрал все высшие чины Морского ведомства и кораблестроителей, имевших большой опыт, на заседание "по вопросу выбора типа броненосного судна для европейских морей вроде броненосцев "Захсен" и "Гельголанд" (уже на этом этапе насаждались догмы, каким должен быть новый корабль, без какого либо творческого начала). Собравшиеся составляли элиту отечественного судостроения. "Избранные" И. А. Шестаковым корабли получили общее одобрение, хотя на вопрос, какой же из них лучше, ответа не последовало. На этом заседании, кроме того, сообщили сведения об артиллерийском вооружении нового броненосца. Так, вес 305-мм "дальнобойного" орудия со станком составлял 89 т, снаряда 475 кг, заряда 130 кг. Вес 229-мм орудия со станком равнялся 18,8 т (вес снаряда 146 кг, заряда 58 кг). Эти два орудия тогда проектировались в МТК, и ими предполагалось вооружить большую часть строящихся кораблей.

Все новые и новые изменения уже не позволяли уложиться в водоизмещение 7500 т. На очередном заседании (24 августа 1883 г.) определили ТТД, исходя из которых и "вырисовывался" новый проект, заметно отличающийся от первоначального.

Водоизмещение броненосца составляло уже 8634 т, вооружение усилили до двух 305-мм "дальнобойных" орудий в носовом грушевидном барбете на снижающихся станках. Кроме того, теперь уже на батарейной палубе, а не в каземате следовало установить четыре 229-мм и восемь 152-мм орудий, не прикрытых бронею.

Барбетная установка ГК броненосца на Санкт-Петербургском Металлическом заводе
Барбетная установка ГК броненосца на Санкт-Петербургском Металлическом заводе

Две машины по 4000 л.с., подобные машинам, установленным в Англии на "Петре Великом", (зачем что-то изобретать, когда можно скопировать) по расчетам могли обеспечить скорость 15 узлов, а 870 тонн угля хватило бы на 4,5 суток полного хода, за которые корабль проходил 1620 миль. Кроме того, на корабле необходимо было иметь еще и запасные ямы на 500 т угля. Это вызвало бы перегрузку на 0,3 м. Но в МТК сочли все же, что проектная высота верхней кромки брони над ватерлинией 1 м уменьшится до 0,7 м, что не имело для боевой остойчивости существенного значения. Эти 500 тонн угля предназначались для исключительных случаев – океанских переходов.

Броненосцу необходимо иметь две железные мачты и парусное вооружение брига общей площадью 2265 метров! Его хотели еще и как парусник использовать!!!

Кроме того, инженерам следовало учитывать то, что Кронштадтские доки имели ширину не более 21,3 м, а это означало, что ширина проектируемого броненосца не должна превышать 20,4 метров (прошу на данный факт обратить внимание).

Артиллерию меньшего калибра проектантам разрешили располагать по своему усмотрению. Вот здесь предлагаю порассуждать...

То что броненосец "для Балтийского моря" будет совершать океанские плавания и его присутствие далеко от Балтики окажется необходимым, в МТК считали очевидным, отчего в проекте помимо запасных угольных ям и парусной оснастки предусматривалось и наличие деревянной и медной обшивок в подводной части корпуса, столь необходимых только кораблям, несшим крейсерскую службу. На том же заседании (24 августа) Н. А. Субботин, получивший к тому времени звание подполковника, представил Комитету и спецификацию корпуса.

В общей весовой нагрузке на него отводилось 2935 т или 34% от водоизмещения. Вес брони составлял 2474 т, (28,6%), машин 1247 т (14,4%), артиллерии 650 т (7,5%), угля 872 (9,8%), запасов и минного вооружения 300 т (3,4%), провизии с водой 84 т (0,97%) и команду с багажом 72 т (0,89%). Полное водоизмещение в 8634 т говорило о том, что для Балтики предстоит строить довольно крупный корабль. Ни одна из стран, выходивших на балтийские берега, не имела броненосца такого размера и мощи. 3 сентября 1883 г. спецификацию корпуса – это подробнейшее руководство строителям с указанием всех размеров железных связей, узлов и креплений металлической конструкции, составляющей корпус, – утвердили в МТК. Морское ведомство начало готовиться к строительству первого броненосца программы.

Заграничный опыт

20 апреля 1883 г. МТК принял решение послать капитана Н. А. Субботина для ознакомления со всеми новшествами, применяемыми в судостроении этих развитых промышленных стран. Особое внимание Н. А. Субботину предлагалось обратить на находившийся на верфи в Англии броненосец "Родней" – третий корабль класса "адмиралов".

По мнению МТК, также стоило обратить внимание на строившиеся английские корабли крейсер "Имперьюз" и корвет "Калиопе" и уделить особое внимание всем новшествам в их корпусных конструкциях.