Найти тему

Сегодня на литургии вспоминается исцеление рожденного слепым (Ин. 9:1-38)

Помимо основной линии, чтение позволяет порассуждать о духовной слепоте и прозрении.

Очевидно, что фарисеи, которые разговаривали с исцеленным, не были язычниками, неверующими. В определенный момент жизни они приобрели некоторое познание Бога из писаний.

Однако как только они стали обладать этим познанием, они сделали его инструментомотличия от других людей - "во грехах ты весь родился", "мы знаем, что тот Человек грешник" и т.д.

Самое парадоксальное, что, кажется, альтернативы этому пути нет. Исцеленный слепец, на своём опыте соприкоснувшийся с Богом, становится на ту же позицию - он начинает спорить с ними и даже ерничать - "или и вы хотите сделаться Его учениками".

Наверное, это духовный механизм - первый опыт духовного прозрения заставляет человека делить все на чёрное и белое, правильное и неправильное; тех, кто получил откровение и тех, кто нет. Именно это происходит в период неофитства, если вспомнить свой религиозный опыт.

Однако затем в жизнь человека снова и снова приходит Бог, снова наступает прозрение. И здесь очень важный выбор, который делает человек - отталкивает это, как, например, поступили некоторые фарисеи (а некоторые - Никодим и Иосиф Аримафейский - нет), или же признает - да, я был во свете, но в тот момент очень многого не знал. И понимаю, что и сейчас чего-то очень важного не знаю.