Как же влияет масс-медиа на психологическое благополучие ребенка? Оказывают поддержку или подрывает психологическое здоровье? Эти вопросы привлекают много внимания, как СМИ, так и ученых. Большая часть научных исследований была проведена на выборках подростков и взрослых, в которых сообщалось как о положительном, так и отрицательном влиянии использования цифровых средств массовой информации на благосостояние, что привело как минимум к четырем теоретическим положениям об этой взаимосвязи. В каждой из этих теорий связь между использованием цифровых медиа и благополучием объясняется социальной сетью людей.
Bruggeman c коллегами провел исследование о том, связано ли использование цифровых средств массовой информации с психологическим благополучием[1] на большой выборке ( N = 13 871) детей в возрасте 9–12 лет. Результаты показали весьма слабые линейные соотношения, но в то же время было показано, что пользователи цифровых медиа с наибольшей частотой с точки зрения ежедневного использования, т.е. более активные пользователи, почти в два раза чаще имеют более низкий уровень психологического благосостояния. В конкретной группе детей с профилем в Facebook ( N = 2528, 18,2%) их «офлайновая» социальная сеть была гораздо более сильным предиктором благополучия по сравнению с их онлайновой социальной сетью. На основании этих результатов авторы делают вывод о том, что интенсивное использование цифровых средств массовой информации детьми 9-12 лет оказывает неблагоприятное воздействие на их психологическое здоровье. При этом ученые отмечают, что умеренное использование таких СМИ имеет очень ограниченные последствия в этом отношении.
Негативное влияние цифровых СМИ на психологическое благополучие ребенка отмечено и отечественными авторами. Так, Солдатова с коллегами отмечает три основных фактора нарушения психического здоровья несовершеннолетнего вследствие развития информационных технологий: кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость. Авторы выделяют ряд негативных психологических последствий чрезмерного использования Интернета у детей и подростков. К ним относятся депрессивный эмоциональный фон, эмоциональное несостоятельность, социальная изоляция, низкий уровень эмоционального и социального интеллекта, аутоагрессивное поведение. Также, Интернет, онлайн общение, виртуальная жизнь и статус могут быть значимыми сферами жизнь ребенка, этот момент в большей степени касается подросткового возраста. Интернет пространство как коммуникативное средство становится инструментом манипуляции, а порой и оружием, которое может кардинально изменить психологическое благополучие ребенка. В этом случае одной из самых больших угроз для несовершеннолетнего становится угроза потери репутации в глазах значимых других. Что отражается на его поведении, эмоциональном фоне, уровне привязанности, подрывается необходимое в любом возрасте чувство безопасности, защищенности и доверия. Такая дисфункциональная модель восприятия мира как опасного может закрепиться в сознании ребенка и сопровождать его на протяжении всей жизни.
Таким образом, влияние масс-медиа на психику ребенка достаточно велико. И как мы увидели, оно бывает опасным, патологическим. Такое влияние может затрагивать большинство сфер психической жизни ребенка, в том числе психосоматическое развитие. Негативные психологические последствия могут быть разнообразными: нарушение эмоционального фона, процессов адаптации и социализации, снижение уровня эмоционального и социального интеллектов, нарушение привязанности и др. Все перечисленные проявления напрямую отражают феноменологию психосоматического поля, нарушения данных компонентов в детском возрасте, соответственно, могут привести и к нарушениям психосоматического развития в целом. Далее рассмотри некоторые сферы психосоматических феноменов и возможные их нарушения вследствие влияния масс-медиа.
Образ тела
Образ тела – это понятие, которое включает восприятие человеком собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие; это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле. Сейчас все чаще на первый план выходят проблемы, связанные с осознанием своего тела у детей и подростков, увеличивается число детей неудовлетворенных своим телом и внешностью. Как утверждают ученые, СМИ могут вносить существенный вклад в эти явления. Масс-медиа на всем протяжении своего существования создает «идеалы тела», к которым многие из нас стремятся, больше всего этому подвержены дети и подростки. Существует высокая вероятность того, что ребенок будет недоволен своим телом, если его внешность отличается от того «идеала», который ему демонстрируют.
Lawrie с коллегами провела исследование изучения влияния СМИ на детей и подростков в их стремлении быть стройнее, увеличивать вес или увеличивать размер мышц. В исследовании принимало участие 925 учеников в возрасте от 9 до 14 лет. В результате было получено растущая согласованность с возрастом девочек, что СМИ влияют на их стройность и неудовлетворенность их фигурой и внешностью. По мнению авторов, это согласуется с верой в то, что СМИ увековечивают идеал худобы и существование стигмы, связанной с избыточным весом.
Groesz с коллегами провели мета-анализ 25 исследований с участием девушек разного возраста. Изучалось влияние воздействия медиа-изображений идеального стройного тела. Представление о собственном теле оказалось значительно более негативным после просмотра изображений стройных девушек, чем после просмотра изображений моделей среднего размера, а также моделей большого размера или неодушевленных объектов. Авторами этого исследования было обнаружено, что этот эффект сильнее проявляется у девушек моложе 19 лет.
Таким образом, можем отметить существенное влияние СМИ на становление и изменение образа тела ребенка. Как видим, это явление в основном присуще девушкам, возможно, потому, что внешность, фигура для них играют более значимую роль, чем для мальчиков, что также может иметь социокультурную детерминацию. Стремление к «идеалу» несет много опасностей. При деформации образа тела ребенка может возникнуть ряд сопутствующих нарушений: дисморфофобия, нарушения пищевого поведения и др. Поэтому стоит уделять особое внимание данному аспекту в развитие ребенка и находить сдерживающие силы СМИ аспекты.
[1] Психологическое благополучие понимается, как основа психического здоровья, включающее в себя реализацию способностей, противостояние стрессу и возможность продуктивной работы (ВОЗ, 2016).
Если вы или ваши дети встретились с подобными трудностями или негативным влиянием из вне, не бойтесь воспользоваться помощью специалистов.
Автор: Алексеев Илья Андреевич
Психолог, Клинический
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru