Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Не так давно я вам рассказывал про знаки «Газ» и «Нефть», которые встречаются на железной дороге в местах, где она пересекает нефтепровод или газопровод. Более подробно про них можно прочитать вот тут. Помимо этого, на железной дороге могут повстречать ещё два интересных знака: с надписью «КАРСТ» и черной полосой либо по вертикали, либо по горизонтали. Про них и расскажу в этой статье.
Вообще, увидев этот знак, можно подумать, что КАРСТ - это какое-нибудь сокращение, по типу УКСПС - устройство контроля схода подвижного состава), либо КТСМ - комплекс технических средств мониторинга, определяющий, например, чрезмерный нагрев букс проезжающего поезда.
Однако, на деле же, карст - это природное явление. Что оно представляет из себя - расскажу чуть дальше. А пока про знаки. Инструкция по сигнализации (ИСИ) предусматривает два парных знака - «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка». Они устанавливаются в местах прохождения путей в закарстованных зонах либо на опорах контактной сети, либо на отдельных столбах. От машиниста они требуют проследование с повышенным вниманием, иначе говоря - бдительностью.
Что такое вообще карст?
Ну а теперь придётся немного отойти от железнодорожной темы и окунуться в географию. Итак, карст - это опасный и, что самое главное, скрытый природный процесс, который заключается в том, что подземные воды растворяют горные породы (гипс, мел, известняк, доломит, мрамор и так далее) и вымывают их, приводя к появлению подземных пустот.
По своей структуре, эти самые пустоты могут быть различными: самое банальное - пещеры, колодцы, воронки, шахты, подземные каналы и прочее. Причём, не стоит думать, что если растворяются горные породы, значит это происходит в горах - вовсе нет. Как раз таки карстовой опасности даже больше подвержены ровные, или с совсем небольшим уклоном участки.
Ну и соответственно, опасность для железнодорожного транспорта, что называется, на лицо. Если не проводить должный комплекс процедур, включая усиленный надзор за состоянием верхнего строения пути, а также мониторинг карстовой активности, то может произойти даже крушение поезда, поскольку грунт просаживается очень сильно.
Вода может подтачивать горные породы на протяжение десятков, а то и сотен лет, а вот после этого, грунт (условно земля и глина) проваливается за считанные секунды, как это было, например, в Березниках в 2010 году.
Вообще, на Урале больше всего карстоопасных участков, однако, карст также распространён не только на Свердловской железной дороге, но также и на Горьковской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Московской и Юго-Восточной. Именно на них и можно встретить те самые знаки.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!