Женщина стояла у кассы магазина самообслуживания.
Она приходила сюда уже несколько раз . И каждый раз шла в отдел со шторами. Перебирала прозрачные упаковки с тщательно уложенными разноцветными занавесками .
Она шарахалась от продавцов, которые встречали её привычными для них словами "просим" и " нех са пачи", предлагая свою помощь. Женщина терялась , опускала голову , отрицательно качала головой , лишь бы не трогали, словно была глухонемой. В некотором смысле, она именно так себя и чувствовала, не понимая , чего от неё хотят.
Продавщицы сообразили, откуда взялась эта посетительница, шепнув "Сваз"( Союз) , имея ввиду страну , и перестали к ней подходить.
В Советском Союзе продавцы не предлагали свою помощь. Они подпирали прилавки с полупустыми полками, всем своим видом демонстрируя, что ничем не могут помочь покупателям , и очень неохотно отрывались от нагретых мест, когда кто - нибудь из посетителей универмага несмело звал :
- Девушка! Можно вас ?
Выбравшись за рубеж , с ограниченной суммой обменных денег в кармане и нулевым словарным запасом , женщина увидела занавески с рюшами, от вида которых у неё перехватило дух.. Но цены слишком "кусались", делая мечту недосягаемой. А потому она ходила в магазин , как в музей, хотя бы полюбоваться.
В день перед отъездом ей вдруг повезло. Привезли новые легкие нежно - розовые шторы. Она мысленно ахнула от радости , увидев цифру на ценнике. От волнения у неё пересохло в горле .
Склонив голову над кошельком, она вытащила три купюры по сто крон. Подошла к кассе , желая расплатиться. Но продавщицы её не замечали . Они демонстративно пропускали к кассе "своих", принимая оплату только от них . Женщина терпеливо ждала . Через пятнадцать минут она положила купюры на упаковку со шторами, намекая, что желает оплатить покупку. Результат не изменился . Продавцы реагировали так, словно смотрели на пустое место. А потом и вовсе повернулись к ней спиной, увлеченно что - то обсуждая.
Женщина постояла в одиночестве , потом вынула кошелек и вернула туда деньги. Бросив прощальный взгляд , она спокойно уложила шторы в сумку , беспрепятственно вышла из магазина, так и не заплатив, исчезая навсегда и не думая в этот момент о репутации своей страны.