Найти тему
ПОД СТУК

Почему тормоза на поезде называются автоматическими, если управляет ими всё равно машинист вручную?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Я уже не раз рассказывал о принципе работы тормозов на подвижном составе (читай на поездах), причём рассматривал как пневматическое, так и электрическое (электродинамическое) торможение. Однако дело в том, что когда речь заходит о пневматическом торможении, его часто также именуют автоматическими тормозами (ну или автотормозами).

Кому-то может быть непонятно, почему пневматическое торможение является автоматическим, ведь управляется оно всё равно машинистом, при помощи крана машиниста, который установлен в кабине. В этой статье я дам ответ на этот вопрос, хотя для многих он таки лежит на поверхности.

И вновь про то, как работает пневматическое торможение

Постараюсь сделать это максимально коротко и понятно. Итак, на локомотиве есть главный компрессор, от которого идёт напорная магистраль до главного резервуара. В последнем, при помощи компрессора, создаётся запас сжатого воздуха для работы всего того, для чего этот самый воздух нужен (в том числе и для торможения).

Далее от главного резервуара берет своё начало питательная магистраль, которая соединяет первый с краном машиниста. От крана машиниста берет своё начало тормозная магистраль (ТМ), которая проходит через весь поезд и объединяется при помощи соединительных рукавов, которые есть на обоих торцах любого вагона.

Краны машиниста
Краны машиниста

На каждом вагоне есть запасной резервуар, воздухораспределитель и тормозной цилиндр, а также тормозная рычажная передача и тормозные колодки. У крана машиниста есть семь положений. Про все из них я отдельно расскажу в одной из следующих статей, а пока будем считать, что их три - поездное, перекрыша и торможение.

Перед отправлением, машинист заряжает тормозную магистраль путём соединения её с питательной (зарядка и отпуск). За счёт этого, в тормозной магистрали появляется необходимое давление (4,5 - 5,2 атмосферы, в зависимости от типа поезда). Заряжаются также и запасные резервуары, которые есть под каждым вагоном и через воздухораспределитель соединены с тормозной магистралью.

Вот они слева направо - тормозной цилиндр (ТЦ), воздухораспределитель (ВР) и запасной резервуар (ЗР).
Вот они слева направо - тормозной цилиндр (ТЦ), воздухораспределитель (ВР) и запасной резервуар (ЗР).

И вот наш поезд поехал (после опробования тормозов, разумеется). Появилась потребность в снижении скорости. Для этого необходимо создать разрядку - то есть падение давление в тормозной магистрали. Для этого машинист ставит кран в V положение (полное служебное торможение), тем самым выпуская воздух из ТМ в атмосферу.

Воздухораспределитель, соединенный одновременно с тормозной магистралью (ТМ), запасным резервуаром (ЗР) и тормозным цилиндром (ТЦ), в случае, если давление воздуха в ТМ стало меньше, чем в ЗР - срабатывает на торможение, открывая путь воздуху из ЗР в ТЦ.

Схемка протекания воздуха при торможении. На зачеркнутный АР (авторежим) - не обращайте внимания.
Схемка протекания воздуха при торможении. На зачеркнутный АР (авторежим) - не обращайте внимания.

Попадая в тормозной цилиндр, воздух давит на поршень внутри, поршень под давлением начинает двигаться поступательно, ну а далее через систему рычагов и тяг - тормозную рычажную передачу, это движение передается на колодки, которые, что логично, прижимаются к колесам.

При этом, машинист ставит кран в V положение буквально на долю секунды, чтобы набрать определенное давление в цилиндры. Далее он переводит кран в IV положение (перекрыша с питанием). В этом положении воздух из ТМ уже не уходит, но и не «приходит». Также воздух остаётся в тормозном цилиндре.

Если нужно было всего лишь снизить скорость, то после того, как нужный тормозной эффект был достигнут, машинист ставит кран в поездное положение, тем самым заряжая тормозную магистраль. Воздухораспределитель срабатывает на отпуск, выпускает воздух из ТЦ, и колодки «отлипают» от колес.

А почему тормоза автоматические, если машинист краном работает?

Ну вот теперь можно ответить на этот вопрос. Как вы помните, чтобы поезд начал тормозить - необходимо создать утечку воздуха из тормозной магистрали. Но ведь сделать это можно не только с помощью крана машиниста. Если вдруг произошёл саморасцеп, это также значит, что оборвалась и тормозная магистраль. А если она оборвалась, значит из неё начал выходить воздух, то есть падает давление. Ну и следовательно, воздухораспределителю особо без разницы, почему упало давление, поэтому он и в этом случае сработает на торможение.

-5

Тоже самое и со стоп-краном. Если пассажир срывает стоп-кран, то он выпускает воздух из тормозной магистрали, также создавая разрядку. Всё просто!

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-6