Иггдрасиль (Мировое дерево) — фундамент всей скандинавской мифологии. Древо, которое держит в себе все девять миров, связывая их между собой. Когда-то была пустота: не было ни богов, ни миров… И вырос ясень Иггдрасиль или Лерад. Так появилась жизнь.
На верхушке кроны того ясеня сидит гигантский орёл, на его голове (или между его глаз) сидит ястреб Ведрфельнир, свысока наблюдающий за происходящим вокруг.
Под землей в корнях великого древа живет множество разновидностей ядовитых змей. Самый большой среди змей, согласно легендам — Дракон Нидхегг, который живет в царстве смерти Хельхейм. Дракон изо дня в день подгрызает корни древа в попытке умертвить святыню, а норны поливают его корни из источника Урд, продлевая дереву жизнь, что символизирует извечную борьбу жизни и смерти.
Рататоск - это белка, проказница, которая бегает по стволу дерева Иггдрасиль. Согласно легендам, Орел и Дракон никогда не видели друг друга, но общались через Рататоска, которая передавала им сообщения.
Как символ, Рататоск олицетворяет игры судьбы, нестандартные решения и неожиданные повороты жизни. Ее быстрое передвижение по стволу священного дерева символизирует быстроту смены жизненных обстоятельств, непредсказуемость и неопределенность.
Однако в легендах Рататоск часто выступает в роли проказника, передавая не сообщения, а обидные ругательства и разжигая ссоры между Орлом и Драконом. Это напоминает нам о том, что не все в жизни идет гладко, и порой мы сталкиваемся с трудностями и несогласием. Рататоск символизирует не только неожиданные повороты в жизни, но и неуместные пререкания и конфликты.
Рататоск является символом непосредственного контакта между богами и людьми. Она передает послания от орла к дракону и обратно, что позволяет богам и людям быть более близко связанными друг с другом.
В конечном итоге, Рататоск учит нас принимать перемену как неотъемлемую часть жизни, играть в эту игру жизни, искать свой собственный путь, несмотря на препятствия и неожиданности.
Четыре оленя обитают среди ветвей священного ясеня: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Они питаются листьями дерева жизни. Четыре оленя, символизируют нашу связь с природой и ее жизненную силу. Они питаются листьями древа жизни, как и все, что живет в этом мире, зависит от него и в то же время является его частью.
Иггдрасиль - основа, вокруг которой происходят все события мифов и легенд древних скандинавов. Как кольцо в связке ключей, оно соединяет все мифы воедино. Этот сакральный символ скандинавской мифологии объединяет в себе все девять миров:
Асгард расположен на поле Идавёль. В «Младшей Эдде» рассказывается о строительстве Асгарда неким великаном, которому помогает конь по имени Свадильфари. Асы должны отдать за это строителю солнце, луну и богиню Фрейю, но благодаря хитроумному Локи, который, превратившись в кобылу, отвлекал коня от работы, строитель не успел закончить её в срок и лишился не только платы, но и головы.
В центре Асгарда находится Вальхалла - величественное и прекрасное место, созданное богом-архитектором Лозейном, который смастерил 540 дверей, через каждую из которых выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.
Вальхалла, описывается как многочисленные залы, наполненные золотом, драгоценностями и всевозможными сокровищницами. Для воинов, которые прибывают в Вальхаллу, устраиваются великолепные празднества. Но чтобы попасть в Вальхаллу, необходимо пройти испытания на поле боя - умереть с оружием в руках, защищая свою землю и народ.
Асгард не только место для умерших, но и место для живых богов и героев. Это мир, где скандинавы учатся и получают знания о жизни, боевых искусствах, магии и других тонкостях мироздания. В Асгарде вы найдете различного ранга воинов, таких как Тор, Хеймдалла - стража моста Бифрост, хитроумный Локи и т.д.
Асгард в скандинавской мифологии - это высший мир, обитель богов-асов, особое благоволение асов людям выразилось в том, что Асгард и Мидгард связаны природным явлением — мостом радуги Биврёст, стражем которого поставлен бог Хеймдалль.
Асгард символ силы, могущества и бессмертия, символ достижение духовной высоты и мудрости.
***
Ванахейм является домом для могущественных богов-ванов, это боги плодородия, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что ни растения, ни животные не знают болезней.
В этом мире волшебство переплетается с реальностью, место красивых лесов и озер, где обитают духи или феи. Вы также можете наблюдать за созданиями, которые имеют особенности нескольких видов животных и порой непредсказуемы.
Ванхейм является местом, где магия играет важную роль, ваны - боги мудрости, благополучия, любви и красоты.
Ваны были известны своей умением работать с природой и ее силами, с помощью магии они вызывали дождь, заставляли растения быстрее расти или создавали чудесные предметы и оружие.
Богиня Ньерда, которая является главной богиней Ванахейма, связана с материнством, здоровьем и благополучием. Она является символом женственности, и от нее зависят плодовитость и процветание.
***
Альфхейм - это прекрасный скандинавский мир, в котором живут светлые эльфы, отличающиеся своей красотой и добротой. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Это место, где искусство воплощается в жизнь, где рождаются идеи и фантазии. Альвы часто связываются с природой, и это место является символом уединения, где можно мечтать и искать вдохновение. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.
В Альфхейме деревья благоухают цветами и плодами, мерцают огни на дальних вершинах, а духи природы невидимо пребывают в воздухе. Все эльфы в Альфхейме красивы и добры, а их дух подобен свету.
Особенностью этого мира является кристаллический замок, который является центром Альфхейма. Этот замок отличается особой прочностью и блеском, охраняется он мощными заклинаниями.
Вокруг замка раскинулись красивые сады, открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.
Ильви, эльфийка создавшая Корги — представитель именного этого мира. Об Альфхейме мы еще поговорим отдельно и более подробно.
***
Мидгард - это мир, который является домом для людей, мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи.
Согласно «Прорицанию вёльвы», Мидгард станет полем битвы в Рагнарёк - конец света в скандинавской мифологии. В это время боги и герои будут воевать с чудовищами, и Мидгард будет ключевым местом схватки. Именно Мидгард погрузиться в ледяную стужу во время великой зимы Фимбульвинтер.
Кроме того, знаменитая германская легенда о Дикой Охоте, также известная как "Вальпургиева ночь", опять же касается только мира Мидгард. Эта легенда считается наследием языческой культуры и до сих пор прочно входит в обряды многих европейских стран, в частности, Германии и Скандинавии.
Легенда гласит, что в ночь с 31 октября на 1 ноября, на небо выходит охотничий отряд, возглавляемый Одином, который ведет своих воинов в бой против злых сил, порожденных тьмой и хаосом. Охотничий отряд, известный как "Валькирии", состоит из всадников на бледных конях, воинов, которые умерли на поле боя.
По легенде, если в это время оставаться на улице, можно стать жертвой этого отряда. Люди закрывают двери и окна и стараются не выходить на улицу в эту ночь, чтобы не привлекать внимание духов и не оказаться на пути охотников. Однако, если кто-то попадает в ловушку охотников, он может обрести силу и могущество, но при этом пожертвовать своей свободой.
Мидгард - срединная земля, поле извечной битвы между «светом и тьмой».
***
Ётунхейм - это мир великанов и других гигантских существ. Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.
Ётунхейм дом для различных существ и созданий, враждебных к людям и богам. Это мир большой опасности, свойственной гигантам. Гиганты Ётунхейма знамениты своей непокорностью и упрямством.
В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить богинь и сокровища.
Ётунхейм символ любой необузданной, неукротимой и неисповедимой силы, которая находится вне наших знакомых сфер контроля и понимания. Такие силы могут привести как к разрушению, так и к возрождению.
***
Свартальвхейм - это Мир тёмных альвов, гномов (карлов, двергов), олицетворявших собой недра Мидгард-Земли, её подземные (скрытые) ресурсы, ну и, конечно же, различные навыки, таланты и умения. Они живут под землей, под деревьями, и камнями. По легенде они являются лучшими кузнецами. Они добывают и хранят глубоко под землей сокровища богов. Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок. В этом Мире правят Силы подсознания, инстинктов, желания и стремления.
Свартальвхейм отражает глубинные части нашего подсознания, те аспекты, которые мы обычно скрываем от других людей и даже от самих себя. Как мастера кузнечного искусства, гномы, обитающие в Свартальвхейме, могут превращать сырые материалы в ценное и прекрасное. Это символизирует способность к трансформации и преобразованию наших темных сторон в полезное и прекрасное.
Свартальвхейм отражает мир иллюзий и магии, тот мир, который не поддается логическому пониманию, который мы можем ощущать только через наши интуитивные способности. Это мир, где находятся тайны и знания, которые могут изменить жизнь и помочь раскрыть скрытый потенциал.
***
Муспельхейм - Царство огня, нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспельхейма. Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард. Согласно легенде, огонь из Муспельхейма уничтожит мир в роковом сражении Рагнарок, а затем возродит его заново.
Муспельхейм — это огненная страна, один из двух первозданных миров, которые сформировали воронку вокруг Мирового Древа. В этом удивительном, странном царстве нет привычных дня и ночи. Солнце и луны тоже нет. Если точнее, их просто не видно, потому что небо постоянно застлано дымом. А над всей землей стоит оранжево-красное зарево. Муспельхейм считается одним из самых таинственных миров, в котором связываются мифы о начале вселенной и конце ее времен.
Муспельхейм символ внутреннего света и яркости, которые мы должны найти в себе, чтобы обрести смысл и цель в жизни. Обращение к Муспельхейму связано с поиском источника мотивации, энтузиазма и силы, которые помогают продвигаться вперед и преодолевать трудности.
***
Мир тьмы, Нифльхейм, был создан в самом начале времен. Один рассказывает, что раньше холодной Бездны, которая располагалась где-то далеко на севере, на юге существовала страна огня, Мусспель (Мусспельхейм), где “все горит и пылает”.
Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:
“И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день.
Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром.”
Нифльхейм является домом духов мертвых, которые, ожидая своего суда, обитают в этих сумеречных землях. Отсюда уходят во второе царство мира мертвых — Хельхейм.
Гиганты Нифльхейма - это нечеловеческие существа, которые управляют силами природы. Они довольно внушительны и живут в огромных палатках, которые и помещаются в густых лесах и глубинах подземного царства. Хотя они и не имеют прямого отношения к судьбе скандинавских богов, они всегда привлекают к себе внимание благодаря своей могущественности и силе.
Царство вечного мрака и холода — тёмный мир. Нифлхейм — древний мир первичного льда и тьмы. Мир давший начало всему живому. Бесконечные пустоши и ядовитые реки. Ни единой души не встретишь в этом мире — он есть сама пустота и одиночество.
Нифльхейм отражает темные и жестокие аспекты человеческой жизни, такие как смерть, страдания и боль. Он служит напоминанием о том, что все живое приходит к концу, мы должны смириться с неизбежностью смерти. Однако, Нифльхейм также представляет собой и символ преодоления смерти, энергии покоя и перехода. В мифах герои должны спускаться в Нифльхейм, чтобы выполнить свою миссию, когда они возносятся обратно, смерть не является кончиной, а является переходом на новый уровень бытия.
Нифльхейм символизирует нашу теневую сторону, скрытую и неподвластную контролю. Мы столкиваемся со своими страхами, гневом и жадностью, изучая темный мир, который символизирует Нифльхейм. Это помогает лучше понимать внутренние конфликты и работать над самосовершенствованием.
***
Хельхейм - это подземный мир, где правит богиня Хель, дочь Локи и гигантской ведьмы Ангрбоды. Этот мир является местом, куда отправляются те, кто умерли от старости, болезней и ран, не получив искупления за свои грехи.
Хельхейм, мир темный и мрачный. Хельхейм упоминается в старшей и младшей эддах. Там говорится что мертвецы, которые бредут в Хель (а туда попадают все, кто не погиб на поле битвы и не был унесен валькириями в Вальхаллу), должны пересекать реку Гьёлль вброд. Печально бредут они в царство теней и мрака: они помнят и о земной жизни, и о прекрасной Вальхалле, которая никогда уже не дождется их.
Мост и въезд в Хель охраняет великанская дева по имени Модгуд. Она когда-то была валькирией, но как она оказалась в царстве теней — одному Одину известно. Настоящим обликом Модгуд является образ красивой и статной девы. Но к путникам она выходит в ином облике: гремя костями, к ним выходит худая и бледная старуха. Спутанные седые волосы струятся по ее плечам, в глубоко запавших глазах — не горит, а тлеет! — странный красный огонек.
Но голос старухи, как ни странно, чист и звонок. Она молча пропускает вновь прибывших в царство мертвых, а если среди мертвецов затесался живой, она безошибочно узнает его. И тогда ему, даже если это великий герой или бог Асгарда, придется остановиться. Модгуд спросит у него, кто он такой и для чего прибыл сюда. Если у смертного есть срочное дело к Хель, то она пропустит его, но как бы нехотя.
Вторым стражем Хельхейма является чудовищный пес Гарм. Внешне он похож на гигантскую гончую, но практически ничего собачьего в его повадках нет. Гарм не является хтоническим чудовищем, как, например, еще одно порождение Локи, Фенрир. Он — великан, и настоящий его облик никому неизвестен. По причине, ведомой только ему одному, Гарм предпочитает оставаться в собачьем облике и охранять Хельхейм, зорко следя, чтобы туда не проник никто чужой.
Жители Хельхейма - это мыши и умершие герои, которые не смогли достичь Вальхаллы, места, где герои отправляются после смерти на поле боя. В Хельхейм вы встретите тех, кто погиб смертью не на поле боя и не получил заслуженной награды. Они проводят свои дни, бродя среди теней и занимаясь разными рутинными делами.
Богиня Хель принимает всех пришедших к ней на проживание и обеспечивает им условия для жизни в ее царстве. Она не считается по-настоящему злой богиней, скорее, как правитель той среды, где мертвые провождают свои дни.
Хельхейм - это непростой мир, полный тайн и ужасов, он играет важную роль в скандинавской мифологии, помогая людям понять, что происходит с душами умерших после их смерти.
Хельхейм символ наших внутренних страхов и теней, которые мы стараемся скрыть от других и от самих себя. Обращение к Хельхейму может помочь нам столкнуться со своими страхами и смертным исходом, что позволит нам более полноценно жить и ценить нашу жизнь.
Взгляните на эти темы