В ночь перед арестом Иисус Христос вместе с учениками совершил свою последнюю трапезу, в дальнейшем получившую наименование Тайной вечери. О ней мы узнаём из всех четырех Евангелий.
Что нужно знать о Тайной вечере?
Факт первый. В трактовках евангелистов есть расхождения по времени
Рассказы Матфея, Марка и Луки о Тайной вечере имеют сходную структуру и в целом близки по содержанию. Рассказ Иоанна, напротив, существенно отличается по содержанию от свидетельства трех евангелистов-синоптиков.
Наиболее разительное расхождение касается времени происходивших событий. Согласно синоптикам, Тайная вечеря была пасхальной трапезой. Согласно Иоанну, все основные события истории страстей, включая Тайную вечерю, предшествовали Пасхе.
Факт второй. В Евангелии от Иоанна отсутствует часть событий
Повествования синоптиков и четвертого Евангелия о Тайной вечере расходятся не только в хронологии описываемых событий. У Иоанна отсутствует рассказ о приготовлении к вечере, который мы находим у синоптиков. Отсутствует также какое-либо упоминание о преломлении хлеба и благословении вина, важнейшей части Тайной Вечери.
При этом только Иоанн рассказывает об омовении ног учеников, и только он приводит прощальную беседу Иисуса с учениками, завершающуюся его молитвой к Отцу.
Факт третий. У Евангелий много общего
В обеих традициях: синоптической и иоанновой - есть немало общих пунктов. Два пункта являются общими для Иоанна и всех трех синоптиков: предсказание о предательстве Иуды и предсказание об отречении Петра.
Общим для Матфея, Марка и Иоанна является предсказание Иисуса о том, что Его ученики рассеются. И у Иоанна, и у Луки Иисус обещает ученикам, что они будут вместе с Ним в царстве Отца Его. Наличие этих и многих других общих пунктов позволяет говорить о рассказе Иоанна как дополняющем рассказ синоптиков, а не противоречащем ему.
Факт четвертый. Только Лука конкретизирует приготовивших трапезу
Описанию Тайной вечери в синоптических Евангелиях предшествует рассказ о том, как двое учеников по повелению Иисуса приготовили для него пасхальную трапезу (мф. 26: 17-19; Мр. 14: 12-17). При этом только Лука упоминает, что этими двумя учениками были Петр и Иоанн (лк. 22: 7-13).
Факт пятый. На вечере было предсказано предательство
Все четыре евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды. У Марка и Матфея это предсказание предшествует рассказу о благословении хлеба и вина, у Луки следует за этим рассказом.
Только Иоанн повествует, как один из учеников Иисуса, которого он любил и который возлежал на вечери у его груди, спросил, кто предаст его. Иисус ответил: "Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок, подал Иуде. Тот, приняв кусок, тотчас вышел. (ин. 13: 21-30).
Факт шестой. Традиционность Тайной вечери
Была ли Тайная вечеря традиционной пасхальной трапезой?
Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, происходила ли она на Пасху, как считают синоптики, или до Пасхи, как считает Иоанн. Многочисленные детали свидетельствуют о том, что Тайная вечеря по своей внешней форме была пасхальной трапезой, даже если была совершена до наступления праздника Пасхи.
Если же говорить о содержании бесед, которые вел Иисус с учениками, то в нем мало общего с традиционной еврейской пасхальной трапезой, за которой глава семьи рассказывал эпизоды из истории израильского народа, в частности, о переходе через Чермное море. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что на Тайной вечере Иисус не упоминал ни об исходе Израиля из Египта, ни вообще о событиях ветхозаветной истории.
Иисус воспользовался существовавшими в Его время традиционными внешними формами, но наполнил их новым содержанием. Пасхальный ужин, посвященный воспоминаниям о делах давно минувших дней, превратился в первую Евхаристию, с которой началось новое бытие Церкви.
Факт седьмой. Версии о хлебе и вине в Евангелиях отличаются
Три евангелиста-синоптика свидетельствуют, что на Тайной вечере Иисус преподал ученикам Свои тело и кровь под видом хлеба и вина. Матфей пишет:
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое".
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
"Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". (мф. 26: 26-27)".
Версия Марка похожа на версию Матфея, а вот версия Луки значительно отличается. В частности, у Луки речь идет о двух чашах вина, а не об одной. При этом вторая чаша была преподана ученикам не на вечере, а "после вечери". Только Лука приводит слова Иисуса:
"Сие творите в Мое воспоминание".
Факт восьмой. Хлеб и вино были превращены в Тело и Кровь Христа
Как соотносится хлеб с телом Христа, а вино с Его кровью?
Раннехристианская церковь с самого начала своего бытия верила, что на Тайной вечере Иисус при произнесении указанных слов превратил хлеб в Свое тело, а вино в Свою кровь. Эта вера отражена как в древних литургических чинах, так и в богословских трактатах, где разъясняется, каким образом происходит это изменение.
В православной церкви эта вера сохраняется на протяжении вот уже почти двадцати веков. В католической тоже. А вот протестанты считают хлеб и вино Евхаристии лишь символами Тела и Крови Христа.
Факт девятый. Человеку нужна и материальная, и духовная пища
Человек есть существо одновременно материальное и духовное. Соответственно, он нуждается и в пище двух видов: материальной и духовной.
"Не хлебом одним будет жить человек" (втор. 8: 3).
Эти слова из Ветхого Завета Иисус процитировал (мф. 4: 4), когда диавол предложил ему превратить камни в хлебы. В молитве "Отче наш" Иисус заповедал нам молиться:
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь" (мф. 6: 11).
Под хлебом мы понимаем необходимую для нас пищу. Но не случайно молитва "Отче наш" поется на литургии перед Причащением. Не в меньшей степени, чем в материальном хлебе, мы нуждаемся в том хлебе, который сошел с небес (ин. 6: 32-33). Этот хлеб есть тело Христа.
Факт десятый. Участие в Евхаристии делает нас участниками Тайной вечери
Тайная вечеря имеет продолжение во всякой Евхаристии, совершаемой ныне. Благодаря участию в Евхаристии мы становимся участниками Тайной вечери и принимаем Бога внутрь себя.
Человеческая плоть Иисуса Христа является плотью воплотившегося Бога, и Его кровь - кровью Бога, ставшего человеком. Принимая внутрь плоть и кровь Богочеловека под видом хлеба и вина, человек физически соединяется с Богом.
Через причащение Сам Бог проникает внутрь человека, в его плоть и кровь - в клетки его тела. Однако одновременно с телом Бог обоготворяет и дух человека, так что человек соединяется с Ним всем своим естеством: и духом, и плотью.
Также читайте: