Вошел в строй флота и первый броненосец. Им стал "Император Александр II" (Проектное 8440 длин. тонн. Фактическое нормальное 9244 длин. тонн. Стоил (оценочно) 8,1-8,2 млн. руб.) капитан 1-го ранга П. Юрьев.
В течение первой половины 1889 г. на "Александре II" окончили установку главных и вспомогательных механизмов. В июле Ижорский завод доставил на верфь 9 из 14 плит барбетной установки. Остальные плиты лежали еще на заводе выделанные "вчерне".
25 августа на корабле произошло событие – подъем вымпела. "Александр 2" вступил в свою первую кампанию. На нем находилось 406 матросов от 8-го флотского экипажа и 23 офицера. Через неделю завершились швартовые испытания, и 2 сентября 1889 г. "Александр II" под "конвоем" двух буксиров на долгие годы ушел в Кронштадт.
В Кронштадте в заранее подготовленный Константиновский док корабль ввели 7 сентября.
11 сентября первая и самая короткая кампания окончилась. Сам же броненосец еще месяц простоял в доке для окраски и "окончательного наведения порядка", выйдя из него 12 октября только на несколько дней для завершения швартовых испытаний.
Про броненосец "Император Александр II" можно привести краткую справку (всю артиллерию Обуховский, для всех кораблей РИФ изготавливал):
Корпус: Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах
Машины: Построены Балтийским заводом. По проекту они должны были иметь суммарную мощность 8500 л.с., однако на ходовых испытаниях 18 сентября 1890 г. смогли развить только 8289 л.с. Тем не менее, скорость превысила проектную и составила 15,27 уз.
Броня: броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи — уже упоминавшийся Ижорский.
Разное: паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты — Металлический, Кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут, паруса и шлюпки — Кронштадтский Пароходный. Штевни и рулевую раму — Путиловский.
Электрика: Электроэнергию вырабатывали шесть динамо-машины Грамма напряжением 60 В. Две из них предназначались для питания боевого освещения и обеспечивали силу тока до 120 А каждая, а оставшиеся четыре — для палубного освещения, выдавая ток до 20 А каждая. Боевое освещение корабля состояло из двух 90-см и двух 30-см прожекторов системы Манжена. Первые стояли на специальных площадках мачт и предназначались для обнаружения вражеских миноносцев в ночных условиях. Вторые были переносными и служили главным образом для сигнализации; кроме того, их можно было устанавливать на катерах. В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках. На броненосце имелась также система электрической индикации положения пера руля фирмы «Сименс и Гальске», электрические артиллерийские указатели и система звонковой сигнализации.
Башни: каркас барбетной установки главного калибра — Металлический.
Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).
Броненосные фрегаты находящиеся в строю:
1) Броненосный фрегат "Адмирал Нахимов" (8473 тонны) капитан 1-го ранга Деливрон, Карл Карлович
Зайдя в Порто-Гранде и Капштадт, где пополнялись запасы угля, «Адмирал Нахимов» в очередной тяжелый шторм обогнул мыс Доброй Надежды и 11 января 1889 года благополучно прибыл на о. Маврикий. Дальнейший путь пролегал через Коломбо, Батавию и Шанхай, и 6 апреля новый крейсер бросил якорь в японском порту Нагасаки, где всегда для необходимого после долгого перехода ремонта останавливались русские корабли. 13 мая «Нахимов» прибыл во Владивосток, включившись в программу обычных летних учений Тихоокеанской эскадры контр-адмирала В.П.Шмидта. Качество постройки «Адмирала Нахимова» подверглось неожиданной проверке, когда он в июле сел на мель в бухте Новик. Наружный 400-мм деревянный киль и 1 52-мм слой деревянной обшивки сыграли роль своеобразного буфера, предотвратив более серьезные повреждения. В начале сентября «Адмирал Нахимов» вернулся во Владивосток, но ранние холода заставили русскую эскадру спустя уже шесть недель уйти на зимовку в теплые японские воды. 19 октября «Нахимов» под флагом вице-адмирала В.П.Шмидта в сопровождении клипера «Разбойник» вышел из Владивостока. В море корабли разделились — «Разбойник» пошел более коротким путем через Хирадский пролив, по которому ночью «Нахимову» было идти рискованно. 22 октября бросил якорь на рейде Нагасаки, опередив «Разбойника» на несколько часов. В конце месяца к флагману присоединились канонерские лодки «Манджур» и «Сивуч». Начались эскадренные учения: парусные, рангоутные, шлюпочные, десантные и другие. 4 ноября в Нагасаки зашел флагман Китайской станции британского флота броненосный крейсер «Имперьюз». Глядя на этот безрангоутный двухтрубный корабль с длинными стволами 234-мм орудий за коробчатыми щитами, трудно было распознать в нем прототип «Нахимова». Русские офицеры, воспользовавшись предложением английского командира, побывали на показательно изготовленном к бою «Имперьюз» и с интересом ознакомились с кораблем вероятного противника — еще свежи были в памяти события 1885 года, когда обе страны находились на грани войны.
2) В мае 1889 года броненосный фрегат "Дмитрий Донской" (кто капитан непонятно) возвращается в Кронштадт, чтобы передать вахту в океане своему систершипу. Комиссия, осмотревшая его, в отчете своем по минной части обратила внимание на ниже перечисленные недостатки вооружения фрегата. Отчет Комиссии был рассмотрен Комитетом по журналу 30 января отчетного года за № 6, представленному на утверждение управляющего Морским министерством.
При возвращении в 1889 г. в Кронштадт распространили защиту подводной части корпуса от обрастания и на броневые плиты, так как решили, что обрастание брони происходит из-за “электроположительности солей цинка”, полосой которого отделялась сталь брони от медной обшивки.
3) Уходит в октябре на Дальний Восток броненосный фрегат "Владимир Мономах", уже с новыми 8-дм орудиями главного калибра, под командованием капитана Дубасова Фёдора Васильевича.
Главнейшим итогом первого заграничного плавания стал вывод о несостоятельности на обоих кораблях их парусного вооружения. И командиры и флагманы были единодушны во мнении, что для кораблей с неподъемным гребным винтом плавание под парусами - это фикция, самообман. На "Мономахе", с его особенно эффективно действующими в виде тормозов двумя винтами, скорость под парусами большей частью не превышала 4,5 уз; при таком ветре клипера могли бы идти по 9 уз. Оверштаг фрегат, невзирая ни на какие усилия вообще не мог поворачивать и, не доходя двух румбов до линии ветра, начинал уваливаться под ветер. Паруса, правда, существенно, в сравнении с паровым плаванием, умеряли килевую качку, но это, конечно, было слишком дорогой платой за необходимость нести и, с большими хлопотами, содержать парусный рангоут. Не лучше вел себя и одновинтовой "Донской". Опыт 215-мильного перехода под парусами из Иокогамы в Нагасаки в марте 1888 г. выявил среднюю скорость 2,28 уз, показав, что пока винт не начнет свободно вращаться (для этого требовалась скорость не менее 4,5 уз) управление кораблем "почти невозможно". В результате, рангоут, имевший вес с такелажем 176 т, предлагалось заменить или облегченным корнетским (вес 60 т) или "боевым с марсами" (вес 35 т) или яхтенным (вес 16 т). При этом предлагалось, даже рискуя перегрузкой, увеличить явно недостаточные запасы угля на 224 т. Не признавал эти корабли парусными и С.О.Макаров. Но в МТК с поразительным упорством закрывали глаза на все эти отзывы и даже согласие на замену сгнивших и ставших опасными деревянных мачт "Донского" стальными трубчатыми, обосновывали "хорошими парусными качествами" корабля.
4) В августе 1889 года броненосный фрегат «Минин» (капитан Вади́м Васи́льевич Бла́годарев) был направлен в очередное дальнее плавание, задачей которого являлось, помимо всего прочего, испытание новых для российского флота котлов Бельвиля.
В 1889 г. фрегат был направлен в плавание в Средиземное море и Атлантический океан. Задачами этого плавания, продолжавшегося с 20 августа 18S9 г. по 28 апреля 1890 г., являлись обучение матросов-новобранцсв и испытание новых котлов. “Минин” посетил Брест. Неаполь. Корфу, Бриндизи. Пирей (где корабль принял участие в празднествах по случаю бракосочетания наследника греческого престола), Картахену, острова Мадейра. Вест-Индию (в том числе Кубу и Ямайку). Бермудские острова, а на обратном пути Шербур и Христианзанд.
Это плавание омрачилось тяжелой болезнью командира фрегата капитана 1 ранга В.В. Благодарева. списанного с корабля 9 ноября 1889 г. Вместо него командиром “Минина" 13 ноября того же года был назначен капитан I ранга Ф.П. Энегсльм. принявший корабль 20 ноября в Картахене.
5) Броненосный фрегат "Герцог Эдинбургский” (кто капитан не нашел)
В компанию 1889 г. фрегат плавал в составе практической эскадры Балтийского флота, командующий которой вице-адмирал Копытов, в записке на имя управляющего морским министерством, докладывал о необходимости:
1) иметь на фрегате два минных катера.
2) метательный аппарат на катере Крейтона и
3) установить боевой фонарь Манжена взамен фонаря Сименса.
Управляющий Морским министерством первое предложение приказал отклонить, а по двум остальным технический комитет, по журналу от 7 марта отчетного года за № 15, представил управляющему Морским министерством, что
1) метательный аппарат на катер Крейтона будет установлен, по изготовлению этих аппаратов на Ижорских заводах и 2) на фрегате поставить 60-см боевой фонарь, с чем согласился и его превосходительство Николай Матвеевич. Кроме того, по журналу от 20 февраля отчетного года за № 10, вследствие возбужденных вице-адмиралом Копытовым постановил:
а) для устранения попадания воды в минные порта на волнении устроить в них мамеринцы, по образцу сделанных на корвете “Витязь".
б) заменить в бортовых аппаратах старые задние крышки с французским замком, новыми, на шарнирах с задрайками (тоже сделать на аппаратах фрегата “Генерал-Адмирал”), потому что было два случая срывания старых крышек с резьбы.
в) для подачи мин с воды в палубу поставить над минными портами мин-балки.
г) поставить на фрегате, в дополнение имеемому большому насосу, один средний (тоже на фрегате “Минин” и “Генерал-Адмирал”).
6) Броненосный фрегат "Генерал-Адмирал" Командир капитан 1 ранга Ломен. В начале 1889 года, в виду особого назначения фрегата “Генерал-Адмирал”, его императорское высочество великий князь Алексей Александрович изволил разрешить не ставить на этом фрегате носовой минный аппарат, а потому управляющий морским министерством приказал изготовленный аппарат поставить носовым на фрегат “Владимир Мономах”.
От 23 июля 1889 г. В 9 ч утра 11 июля снялся с якоря и пошел под парами. Пройдя 150 миль, 12 июля, в 6 ч утра, прекратил пары и при том же ветре поставил паруса и лег в бейдевинд на правый галс. Рассчитывая встретить продолжительный северный ветер у берегов Испании и Португалии, решил пройти правым галсом к западу, увеличивая в то же время широту.
От 12 августа 1889 г. Виго. Стоянку в Виго употребил на производство учений и для разоружения и вооружения бизань-мачты. При этой работе принимал непосредственное участие его императорское высочество великий князь Георгий Александрович. 25 июля в Виго пришла итальянская эскадра морского училища, под командой контр-адмирала Labrano.
8 августа с полночи задул шквал от NW. Не рискуя при усилившемся ветре войти в Шербург, взял курс на Portland.
7) Броненосный фрегат "Князь Пожарский" (Мессер, Владимир Павлович)
Вероятно на Балтике...
Бронепалубные корабли:
1) Возвращается с Дальнего востока и корвет "Витязь". (Капитан Макаров, Степан Осипович)
Плавание проходило через Индийский океан, Красное море, и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтарский пролив корвет вышел в Атлантический океан и, обогнув Европу, вошел в Балтийское море. На обратный путь потребовалось ещё почти семь месяцев плавания. По пути «Витязь» заходил в Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, на Суматру, в Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген. В переходе из Тихого океана на Балтику под руководством С. О. Макарова была продолжена программа детальных океанологических исследований.
20 мая 1889 года «Витязь» стал на Большом рейде Кронштадта; путешествие, продолжавшееся почти три года, окончилось. Экипажу в Кронштадте была устроена торжественная встреча.
4) Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов" (капитан Алексеев, Евгений Иванович)
Летом 1889 года на крейсер была установлена артиллерия, которую испытали в октябре этого же года. В августе 1889 года крейсер вступил в строй. Осенью 1889 года «Адмирал Корнилов» вышел в плавание в европейские воды, после чего ушёл на Дальний Восток России.
3) Корвет "Рында". Корветом командовал капитан 1-го ранга Ф. К. Авелан.
1886—1889 — первый поход в Атлантику и на Тихий океан
1888 — заход в Сидней для празднования 100-летия образования английской колонии в Австралии. В составе офицеров были мичманы Великий князь Александр Михайлович и граф М. А. Апраксин, лейтенанты князь М. С. Путятин и граф Н. М. Толстой.
Корабли в постройке:
Новое Адмиралтейство деревянный эллинг:
1) 28 января 1889 года новый броненосец был зачислен в перечни флота с присвоением ему имени «Гангут» (7100 тонн. Оценочно его полная стоимость – около 6,2-6,8 млн. руб.). Назван корабль был в честь победы российского флота в Гангутской битве, а 20 мая свершилась официальная закладка в пребывании правителя Александра III, императрицы Марии Фёдоровны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, правящего морским министерством вице-адмирала Н.М. Чихачёва, главенствующего корабельного инженера Н.А. Субботина и остальных официальных лиц. Договор на изготовку форштевня, ахтерштевня и рулевой рамы, какие руководствовалось отлить из «беспузыристой» стали Сименс-Мартена, был заключён Главным управлением кораблестроения и снабжений (ГУКиС) 31 июля 1889 года. Крепления гребных валов заказали Александровскому заводу, однако их рассверловку обязан был исполнить Балтийский завод. Ещё в октябре 1889 г. были проведены тесты на водонепромокаемость внешней обшивки дна и бортов путём налива воды в отсеки. Итоги были сочтены удовлетворительными.
Новое Адмиралтейство малый каменный эллинг:
2) Канонерская лодка "Грозящий" (1889 — август 1891 — капитан 1-го ранга Паренаго, Александр Николаевич) Корабль предназначался для несения службы на Дальнем Востоке и явился первой броненосной канонерской лодкой в русском флоте. Однако после вступления в строй в 1892 году служил в составе Балтийского флота. В ноябре 1889 года были завершены испытания переборок на водонепроницаемость.
Галерный островок - Большой деревянный эллинг:
3) Состоялся торжественный спуск броненосца "Император Николай I" 20 мая 1889 года. Полная стоимость корабля, видимо, составляла около 8,2-8,5 млн. руб. (оценочно). Не менее серьезные задержки работ создали и предпринятые министерством переделки в носовой части. С марта 1888 года пришлось остановить все работы, связанные с установкой 305-мм орудий из-за того, что проектное водоизмещение корабля (8440 т) было превышено уже на 213 т. Перегрузка, в значительной мере обусловленная большим (7,7 м) диаметром установки, заставила МТК еще раз пересмотреть ее конструкцию. В итоге новая конструкция башенной установки «с прикрытием по системе Креля» была одобрена МТК только 29 декабря 1888 года. Затянувшееся решение этих вопросов сорвало предполагавшийся в 1888 году спуск корабля на воду. В результате 21 октября Главный морской штаб известил командира Санкт-Петербургского порта, что из-за наступления холодов спуск броненосца «Император Николай I» откладывается до весны следующего года.
4) 12 апреля 1889 года исполнявший обязанности начальника ГУКиС контр-адмирал В.И. Попов от Морского министерства заключил непосредственно с автором проекта (!!!), представляющим интересы Общества Франко-Русских заводов, П.К. Дю-Бюи контракт:
"на постройку стального корпуса броненосца в 9476 т с окончательной отделкой и полным его изготовлением к службе".
Судно будут строить, говорилось в контракте, на переданной во временное пользование Обществу, принадлежавшей Морскому ведомству части Галерного островка в Санкт-Петербурге:
"из лучшей Сименс-Мартена русской стали согласно чертежа и спецификаций".
По договору Общество выполняло все работы кроме изготовления дельных вещей, брони, вооружения, механизмов и электрооборудования, которые должно предоставить Морское министерство. Общая сумма выплат по контракту составляла 2 900000 рублей. Ее будут выплачивать 20-ю платежами (частями) по мере хода работ. Первый платеж Общество получало при установке на стапеле 350 т металла, последний при вступлении корабля в строй.
Состоялась официальная закладка броненосца, получившего грозное имя "Наваринъ" состоялась 19 мая 1890 года, когда на стапеле уже было смонтировано более 2500 тонн стали. Спуск на воду корабля состоялся 8 октября 1891 года. Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 9,0-9,5 млн. руб. (оценочно).
Весь металл поставлял Александровский завод. Он же впоследствии изготовил из мягкой стали штевни и рулевую раму. В конечном итоге до спуска на воду предстояло набрать металлических конструкций до 45 % от полного водоизмещения корабля. Согласно контракту, Обществу предстояло изготовить сам корпус не превышая его расчетного веса (но допускалось его уменьшение не более, чем на 4 %).
19 августа 1889 г. генералом-адмиралом был издан приказ по Морскому ведомству (за № 99), в котором говорилось, что:
“Государь Император 11 августа соизволил строящийся на заводе Франко-Русского общества в Санкт-Петербурге броненосный корабль именовать “Наварин” и зачислить его в списки судов Балтийского флота”.
В начале октября Морское министерство решило заказать главные механизмы и котлы, спроектированные в МТК, Литейному и Механическому заводу, принадлежавшему Акционерному Обществу Франко-Русских заводов.
11 ноября 1889 г. представитель Морского министерства контр-адмирал В.И. Попов заключил второй контракт с доверенным лицом уже известного нам П.К. Дю-Бюи инженером А.И. Бушем “на изготовление двух судовых паровых машин в 9000 л.с. для строящегося двухвинтового броненосного корабля “Наварин” с паровыми котлами и прочими запасными вещами”. За изготовление механизмов весом 1222 т Общество получало сумму 1 551610 руб.
Балтийский завод (кап-лейт Кази):
5) У причала достраивается броненосный крейсер "Память Азова" Постройкой корабля руководил Н. Е. Титов, наблюдал за постройкой П. Е. Андрущенко. 8 ноября 1889 года завершилась установка машин и котлов. 1 (13) января 1887 - 1 (13) января 1889 - капитан 1-го ранга Ломен, Николай Николаевич
6) Броненосный крейсер "Рюрик". К постройке корабля приступили в сентябре 1889 г., но вскоре работы пришлось надолго прервать – не был утвержден проект машинной установки. Но и после возобновления работ из-за каждого (даже самого незначительного) вопроса возникала длительная переписка, а изменения, связанные с принятием на вооружение корабля новых шестидюймовых орудий системы Кане привели к многочисленным переделкам уже установленных конструкций. Здесь возможна альтернатива...
7) Рядом строиться в малом деревянном эллинге яхта "Полярная Звезда".
Артиллерия русского флота
Итого на 1889 год на судах было 14 8"/30 пушек и 1 пушка в запасе. Они устанавливались на КР «Минин» (4), «Герцог Эдинбургский» (4), «Владимир Мономах» (2), «Дмитрий Донской» (4). Кроме того, проектировалась новая 8"/30 пушка конструкции Бринка для вооружения КР «Адмирал Нахимов», но в производство она не пошла и на вооружение не принималась.
На 1889 год в Морском ведомстве насчитывалось 6"/28 пушек (новых и переделанных): на судах БФ — 73, в запасе — 4; на судах ЧФ — 8, в запасе — 5 и два орудия на судах Сибирской флотилии. Итого: на судах — 83, в запасе — 9. На Балтике 6"/28 пушки имели КР «Герцог Эдинбургский» (5), «Минин» (8), «Рында» (4), «Джигит» (2), «Крейсер» (2), «Наездник» (1), «Разбойник» (2); ПБ «Не тронь меня» (2) и др. На Черном море — КР «Память Меркурия» (6) и «Березань» (3); на Сибирской флотилии — КЛ «Бобр» (1) и «Сивуч»(1).
Сначала 6"/28 пушки обр. 1877 г. устанавливались на деревянных станках от 6" пушек обр. 1867 г.
Что за рубежом?
Великобритания, ее адмиралтейство, тем не менее, два года назад, 7 марта 1887 года утвердило Акт о морской обороне по усилению флота.
В соответствии с ним, в 1889–1894 годах намечалось построить восемь броненосцев водоизмещением по 14 150 т (семь типа «Royal Soverein» и один «Hood») и два «малых» — по 10 500 т (типа «Centurion»).
Вооружение каждого из первых восьми кораблей должно было состоять из четырех 343-мм и десяти 152-мм орудий, двух последних — из четырех 305-мм и такого же числа 152-мм орудий.
Тогда же угрожающе быстрыми темпами для России стал усиливаться флот объединенной Германии. В 1888 году руководивший ее адмиралтейством граф А. Монтс провозгласил идею создания «Флота открытого моря». В 1888–1889 годах в Германии разрабатывается проект броненосцев 1 класса типа «Brandenburg» — после выполнения кораблестроительной программы 1891–1895 годов четыре таких корабля существенно усилили бы флот вероятного противника на Балтике.
В связи с этим русское Морское министерство разработало программу ускоренного развития Балтийского флота на 1890–1895 годы, в соответствии с которой предусматривалась постройка броненосных кораблей 1- и 2-го классов.