Найти в Дзене

1887 год РИФ

Политика В январе — феврале 1887 года в Петербурге было созвано Особое совещание в составе министра иностранных дел, военного и морского министров, Приамурского генерал-губернатора и других чиновников. Собравшиеся отметили, что «положение дел в бассейне Тихого океана заметно изменяется в последние годы благодаря активной роли, которую стремится присвоить себе Китай». И. А. Шестаков сразу же заявил, что русская эскадра Тихого океана уступает китайскому флоту. Морской министр утверждал: «Как бы ни стояли мы выше китайцев в морском деле, но неравномерность сил наших должна ронять нас в их мнении, почему необходимо, не теряя времени, довести эскадру нашу до таких размеров, при которых она могла бы внушительно действовать…». По мнению И. А. Шестакова, эскадру Тихого океана следовало усилить переброской судов со Средиземного моря, доведя её состав до 12 вымпелов. Русский посланник в Пекине А. М. Кумани в письме министру иностранных дел Н. К. Гирсу от 18 февраля 1887 года соглашался с мерами
Оглавление

Политика

В январе — феврале 1887 года в Петербурге было созвано Особое совещание в составе министра иностранных дел, военного и морского министров, Приамурского генерал-губернатора и других чиновников. Собравшиеся отметили, что «положение дел в бассейне Тихого океана заметно изменяется в последние годы благодаря активной роли, которую стремится присвоить себе Китай». И. А. Шестаков сразу же заявил, что русская эскадра Тихого океана уступает китайскому флоту. Морской министр утверждал:

«Как бы ни стояли мы выше китайцев в морском деле, но неравномерность сил наших должна ронять нас в их мнении, почему необходимо, не теряя времени, довести эскадру нашу до таких размеров, при которых она могла бы внушительно действовать…». По мнению И. А. Шестакова, эскадру Тихого океана следовало усилить переброской судов со Средиземного моря, доведя её состав до 12 вымпелов. Русский посланник в Пекине А. М. Кумани в письме министру иностранных дел Н. К. Гирсу от 18 февраля 1887 года соглашался с мерами по усилению русской Тихоокеанской эскадры и советовал чаще демонстрировать Андреевский флаг в портах Северного Китая — особенно в Тяньцзине. Там флотскому командованию следовало обязательно посетить Ли Хунчжана и пригласить его отдать визит на борту русского флагмана. По мнению посла, «оказанные этому сановнику почести…польстили бы его весьма чувствительному самолюбию».

Корабли в строю

1) Броненосный фрегат "Владимир Мономах" 20 декабря 1886 крейсер вышел из Нагасаки и в июле 1887 года прибыл в Кронштадт, где ему предстояло пройти модернизацию. 08.04.1885 - 1888 капитан 2-го ранга, с 01.01.1887 капитан 1-го ранга Я. А. Гильтебрандт.

2) Броненосный фрегат "Дмитрий Донской" В 1887 году вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова и его капитан 1885—1887 — капитан 1-го ранга И. М. Диков.

3) Корвет "Рында". В 1887-1888 гг. состоялось кругосветное плавание корвета «Рында», в котором участвовал Великий князь Александр Михайлович Романов. Моряки жаждал увидеть юг Тихого океана. Любопытство экипажа «Рынды» подогревали рассказы капитана корабля Ф.К. Авелана, который дважды посещал Австралию. Особенный интерес моряков к Океании пробудили истории о путешествиях Н.Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею.

4) Корвет "Витязь". Благополучно пройдя Магелланов пролив, 6 января 1887 года «Витязь» прибыл в чилийский порт Вальпараисо. Следующий переход через Тихий океан до Японских островов оказался самым долгим. На пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет имел лишь две остановки — на Маркизовых и Сандвичевых островах. Наконец, в марте 1887 года «Витязь» бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода.
В время плавания экипаж корвета под руководством командира выполнил колоссальный объём исследовательских работ. Каждые четыре часа, независимо от погоды и времени суток, измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения велись с периодичностью каждые пять или десять минут.
С. О. Макаров писал:

«Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый — барометра, второй — анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».


Сведения об этом путешествии отрывочны. Фундаментальный труд С. О. Макарова
«„Витязь“ и Тихий океан» посвящён большей частью результатам научных исследований, проведенных на корвете. Отдельные эпизоды жизни и быта экипажа сохранились в дневниках и письмах С. О. Макарова к жене и, как ни странно, в воспоминаниях самого юного путешественника — Николая Иениша. Сыну старшего артиллерийского офицера В. Х. Иениша (брата контр-адмирала Н. Х. Иениша) тогда было только 6 лет. Позже он писал:

«Очень торжественно проходили на „Витязе“ воскресные и праздничные дни, если погода не была штормовая. Макаров всегда лично читал Морской устав, весьма декоративно расположившись спиной к полу-юту перед световым ликом кают-компании, обычно в виц-мундире, при белых брюках с обнаженной блестящей лысиной над высоким, могучим лбом, с широкой, расчесанной на две стороны русой бородой… Читал он громко, медленно, внятно. Команда благоговейно слушала, фуражки „на молитву“… Никогда позже я не видел столь торжественного чтения Устава…»


В своих письмах к жене сам Степан Осипович чаще писал о посещении тех экзотических мест, куда заходил
«Витязь». Например, с острова Нукагива он сообщал:

«Мы пришли сюда 22 февраля 1887 года. … Здесь мы наделали большого шуму. Я устроил народное гулянье, на которое пригласил весь народ. „Благородных“, то есть таких, которые ходят в галстуках, угощали на стульях, а остальных — на разостланном парусе. Все это в тени пальмового сада… Гулянье вышло прекрасное. Наши матросы отличались в танцах, каначки тоже танцевали. Вчера была охота, причём все жители подносили мне подарки, куски какой-то материи…».


Во время путешествия было сделано несколько сотен фотографий. По распоряжению С. О. Макарова этим занимался мичман Константин Шульц. В Иокогаме и Нагасаки, где в те годы нередко
базировались русские корабли, «Витязь» пробыл несколько месяцев. После ремонта корвет вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В. П. Шмидта и пришёл во Владивосток. 8 июля 1887 года, спустя десять месяцев от начала путешествия, экипаж вновь ступил на российскую землю.
В середине ноября 1887 года ситуация резко изменилась. Из Морского ведомства пришёл приказ, согласно которому
«Витязь» получил самостоятельное задание. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке и возможным разрывом отношений с Японией С. О. Макарову было предписано исследовать береговую линию материковой части Японского моря с точки зрения возможности создать стоянки для кораблей Тихоокеанской эскадры.

Проектирование

1) Приказ же приступить конструирование третьего броненосца было выдано только 4 июля 1887 года.

Броненосец "Гангут" - реальный чертеж
Броненосец "Гангут" - реальный чертеж

Новейший корабль, как и оба прошлых броненосца, ориентировался на таранную стратегию ведения битвы, для чего более мощнейший артиллерийский огонь обязан размещаться на носу корабля. Но два строящихся «императора» представлялись И.А. Шестакову очень большими и чрезвычайно дорогими, потому правящий морским министерством распорядился планировать новейший корабль, исходя из осадки не наиболее 6,1 м и скорости 15 узлов и с конкретной охраной (не чрезвычайно толстою бронёй, как пояса сообразно фрахтовой ватерлинии, этак и всей артиллерии).

Sms Sachsen 1880
Sms Sachsen 1880

17 ноября 1887 года было утверждено некоторое количество скорректированное поручение, определяющее, что новейший корабль обязан обладать наиболее мощное оружие, чем уже имеющиеся германские броненосцы, осадку в пределах 6,7 м, владеть возможностью дойти от Кронштадта по Зунда и назад совершенным ходом, а в случае последней необходимости свершить переход в Средиземное море и даже на Далекий Восток. Основной калибр корабля это четыре 229-мм орудия с длиной ствола 35 калибров, был избран в вере отрешиться от трудных и дорогостоящих гидравлических приводов, нужных для наиболее тяжких артиллерийских систем. Числилось, что снаряды данных пушек будут способны проломить броню имеющихся германских кораблей типа «Ольденбург» и «Захсен»(о том, что немцы за время проектирования и строительства российского броненосца сумеют завести в строй гораздо наиболее массивные корабли, И.А. Шестаков не думал).

&Можно предположить, что стали не строить слабые корабли, а продолжили серийную постройку по типу "Императора Александра I"...

Модернизация имеющихся кораблей

«Судовой список» 1904 года на страницах 100-101 говорит о наличии на «Минине» 9 двойных котлов Бельвиля (определенно без экономайзеров), заказанных для него в 1887 году за 343439 рублей. По данным А.А.Бочарова («Броненосные фрегаты «Минин» и «Пожарский», Санкт-Петербург, 1999 год, страница 33) в 1887 году  состоялась и их установка на корабль, ставший, таким образом, их первым обладателем в Российском императорском флоте.

Строительство кораблей

1) Броненосец "Император Александр II" спущен на воду 26 июля 1887 года.

 Спущен на воду броненосец "Император Александр II" и вступит в строй через три года
Спущен на воду броненосец "Император Александр II" и вступит в строй через три года

2) Броненосец "Николай 1". Идет только сборка корпуса Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305-мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305-мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Здесь уместна вот эта статья.

3) Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов" спущен на воду на Луарской верфи в городе Назарет (сейчас Сент - Назер)

Крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов" на верфи. Вступит в строй через два года
Крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов" на верфи. Вступит в строй через два года

4) Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Прежде чем прибыть на завод, кораблю пришлось в течение 6 часов простоять у входа в Неву в ожидании прилива. На нем к тому времени стояли все 203-мм орудия, но к стрельбе их еще не подготовили. Работы предстояло много, и завершить полную установку артиллерии завод смог только к навигации 1887 года.

Перед началом кампании 1887 года на крейсере установили мачты. Подъем плавучим краном каждой мачты, установка ее в степс и крепление — для парусных кораблей — весьма сложная задача. В авральной работе при установке мачт на "Нахимов" было задействовано более 220 человек. Установив на корабле мачты, рангоут и оснастку, корабль 15 июня 1887 г. по приказанию управляющего Морским министерством вместе с канонерской лодкой "Кореец" начал кампанию.

На корабле находились всего 6 офицеров и 200 матросов. Только 12 сентября установили всю артиллерию, и крейсер начали готовить к своему первому и, как потом оказалось, заграничному плаванию — в Копенгаген. 17 сентября "Нахимов" вместе с транспортом "Артельщик", покинув Кронштадтский рейд, взял курс на Ревель. Выйдя за Толбухин маяк, дали полный ход, которым корабль и совершил весь переход.

На переходе сделали две остановки, первую на 22 минуты для "богослужения" и вторую на 10 минут, для охлаждения штока одного из цилиндров правой машины. На этом переходе "Нахимов" в течение 5 часов развил мощность механизмов в 5660 л.с. и при 110 оборотах (давление пара 75 ф.) винта достиг скорости 17.64 узла, при водоизмещении в 5410 т (на 2371.7 т менее проектного), осадке носом 5,3 м и кормой 6,7 м. На крейсере отсутствовали часть брони, боезапаса, минные катера, малогабаритная артиллерия, и имелся уголь, необходимый только для перехода в Копенгаген и обратно. Переход до Ревеля длиной в 180 миль "Нахимов" сделал в течение 10 часов 20 минут, следуя средней скоростью в 15.9 узла. Посетив Ревель, корабль взял курс на Копенгаген.

5) Броненосный крейсер "Память Азова". Поздно, видимо, спохватился и наблюда­ющий корабельный инженер. В марте 1887 г. от докладывал (по подчиненности) главному корабельному инженеру Н.А. Субботину (1838-1902) о вызывающий тревогу работе Балтийского завода по устройству на крейсере машинных фундаментов. Не на должном уров­не оказалось и согласование чертежей в Анг­лии. Механизм, изготовлен по чертежам английского инженера Кирка, тройного расширения состоит из двух отдельных машин с вертикально опрокинутыми цилиндрами по 4250 индикаторных сил каждая и приводящих в движение свой особый гребной винт.

Вес машин — 414 т; вес валов и винтов — 110; вес котлов с приборами — 464 т; вес воды в котлах — 162 т; общий вес — 1 150 т.

Здесь, по-видимому, строгих нормативов также еще не существовало. Полученные чер­тежи фундаментов не имели подписей их кон­структоров и автора проекта машин Керка. Их скреплял своей подписью только Ф.Я. По­речкина. Все это обнаружили лишь 9 апреля 1887 г., когда Н.А. Субботин, считая себя от­ветственным за все работы в С.-Петербургс­ком порту, лично ознакомился с положением дел на стапеле Балтийского завода и состояни­ем проектной документации.

Корабли Добровольного флота Российской империи

В 1887 году пароход «Кострома» погиб у пустынного берега Сахалина, в туман, ночью.

Дополнительная информация

Любопытно, чтобы хоть как-то соблюсти приличия и на законных основаниях выкачивать деньги из бюджета Морского ведомства, Александр III придумал новый тип кораблей – «яхта-крейсер». Так, в 1887 г. началось строительство крейсера «Память Меркурия» по типу английского крейсера «Линдер». Вооружение его должно было состоять из восьми 152-мм, четырех 107-мм, шести 47-мм пушек и двух торпедных аппаратов. Крейсер предназначался для действий на океанских коммуникациях, и дальность плавания его должна была составлять 12 500 миль - вроде бы благое начинание.

В ходе строительства крейсера в его конструкцию вносились изменения. Заодно царю объяснили, что название не очень подходит для прогулочного судна, и корабль был переименован в «Полярную Звезду». В итоге, когда «Полярная Звезда» в марте 1891 г. вошла в строй, она оказалась не крейсером, а роскошной яхтой с четырьмя 47-мм пушками. Стоимость сего судна составила 3 557 100 рублей. Для сравнения: стоимость параллельно строившегося броненосного крейсера «Память Азова» составила 3 690 254 рубля, включая артиллерию, причем и его строили с роскошными салонами для перевозки высочайших особ.

& Что было бы с флотом, если бы данного увлечения яхтами не было и верфи не простаивали? ...