Итак, в статье будем разбирать вопрос "Почему возник тот или иной недуг?".
Конечно, иногда нам понятна причина. Например, вечером выпили очень много, а на утро очень сильно болит голова. Тогда причина болезни ясна.
Но чаще всего бывает, что прилетает непонятно откуда. Почему, за что, и что с этим делать, нам совершенно не ясно.
Причины всех хворей
Таковых всего четыре. Именно столько выделяет Преподобный Макарий Оптинский:
"Промысел Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным, конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть, и предупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения".
То есть сразу Преподобный Макарий оговаривается о том, что промысел Божий нам непостижим, то есть до конца понять, почему, мы не можем: от одной ли причины или от четырех. В какой мере? Это до конца нам не ясно.
Причина № 1. Наказание за грехи
В Евангелии от Матфея читаем:
"За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда".
То есть не только за дела, но даже за слова. Все, что мы говорили, взвесится, и мы дадим за это ответ в день суда. И здесь есть очень важный божественный принцип, который многие не знают.
В свое время Спаситель озвучил его о богаче и Лазаре, когда богач, который жил припеваючи, не проявлял милосердие к нищим, а Лазарь, нищий Лазарь, мучился. И богач попадает в ад, он просит Авраама, отца верующих, облегчить его участь, на что Авраам говорит:
"Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь".
То есть вот он, божественный принцип: если мы здесь живем припеваючи, живем без Бога, не проявляем любовь к ближнему, то там мы страдаем. Если страдаем здесь, то получаем утешение там.
Это так просто, но так сложно воспринять наши страдания, и поэтому душа наша здесь очищается от грехов. И в этом смысле нам лучше пострадать здесь временно, чем там страдать вечно.
Причина № 2. Недуг в качестве предупреждения
То есть предостережение от каких-либо грехопадений.
Вы, наверное, замечали, что в храм ходят люди, у которых какие-то проблемы и чаще всего болезни. Вот заболел человек, серьезно заболел, но не знает, к кому обратиться. Порою и врачи бессильны.
К кому он идет? Конечно, к Богу. И чаще всего в храме мы можем увидеть людей, не у которых все хорошо и которые благодарят Бога за это, а людей, которых смирила болезнь, у которых какие-то проблемы.
Так вот жил бы человек и жил без Бога, без веры, но через болезнь он обретает веру. Через веру он наследует спасение. Самый простой момент здесь - что человек здоровый может нагрешить гораздо больше, чем человек больной.
Причина № 3. Смирение
Третья причина - удержание в границе смирения.
Для людей, которые уже встали на путь исправления, которые ведут осознанную христианскую жизнь, порой не хватает добрых дел.
То есть они качественно не воспитывают в себе добродетели, каются в грехах, но чтобы исправляться к добру, целенаправленно возгревать добродетели, такого нет. И тогда Бог в этом случае восполняет нехватку добрых дел хворями. Об этом читаем у преподобного Макария Оптинского:
"Ищущим спасение и не достигающим оного делами Господь Премилосердный восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями".
А как работает этот механизм? Дело в том, что болезни и скорби рождают в нас терпение. Терпение - основная добродетель, которая служит основанием для любви и смирения.
Без терпения невозможно спасение. И вот, если мы вольные дела, добрые дела не делали, через невольные скорби Господь посылает нам все условия для взгревания терпения.
А терпение служит уже основанием для совершенствования в других добродетелях.
Причина № 4. Испытание веры
Как хорошо благодарить, когда у тебя все хорошо! В этом нет никаких проблем. А когда у тебя все плохо, когда болезнь, и порой очень сложная, порой неизлечимая, попробуй, как говорит апостол Павел, за все поблагодарить, попробуй всегда радоваться, попробуй непрестанно молиться.
"А ведь звезда от звезды разнится в славе", - говорит Священное Писание.
И поэтому Господь даже для тех, которые уже встали на путь добродетелей, Он ждет совершенства.
"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - говорит Священное Писание.
Поэтому для каждого человека болезнь является неким испытанием. И если человек достойно проходит испытания, то Господь совершенствует его веру, умножает его славу в вечности.
Хорошо, причины мы выяснили. А что делать в моменте, если ты заболел? Какие наши действия?
Первое - не роптать.
Почему? Отвечает Преподобный Никон Оптинский:
"Смысл и польза переживаемого по большей части познается впоследствии".
И действительно, по жизни мы можем видеть, что та или иная болезнь посылается нам не просто так. И только со временем мы понимаем, почему.
Отложили мы понимание болезни, ну, а что делать-то? Читаем у преподобного Амвросия Оптинского:
"О причине болезни смущаться не должно: святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но вменят нашу же вину в наше оправдание".
То есть нужно терпеть и благодарить Бога за посланную болезнь. В итоге мы приходим к ответу нашей задачи. Если болезнь пришла, и мы не понимаем, от чего это, и по каким причинам, хотя мы их знали в совокупности, то не ропщем, не исследуем причины, а терпим с благодарением.
Всем желаю душевного и телесного здоровья!
Также читайте: