Найти тему
Святые места

Посланные нам страдания — это Божья воля? Православные батюшки объяснили, как к ним относиться

  • Из-за чего Господь так часто посылает нам страдания и горести?
  • Неужели Он стремится таким образом наказать нас?
  • И может ли человек, страдая и мучаясь, извлечь из этого какую-то пользу для себя?

Отвечают на эти вопросы Православные священнослужители Алексий Уминский и Фёдор Бородин.

Батюшка Алексий Уминский:

«...Мы должны за всё благодарить Небесного Отца, даже за горести и трудности. Ведь труд - лучший учитель для человека. Мы учимся быть людьми всю жизнь. Я думаю, что это - самая главная цель, назначенная нам Господом - Он с нетерпением ожидает того момента, когда мы, наконец, научимся быть людьми.

Помните историю о Буратино, которого выстругал папа Карло? Этот процесс обстругивания можно сравнить с тем, как наши горести порой срезают с нас, словно стружку, всё ненужное и пагубное. И, избавляясь от лишнего, мы оживаем.

Нам часто кажется, что печали нас убивают, а на деле оказывается совсем наоборот. Первое, что ощущает некогда парализованный пациент, идущий на поправку - это боль. Только после боли он чувствует радость. Именно боль говорит о том, что мы продолжаем жить - ведь у тех, кто умер, уже ничего не может болеть.

За подобную боль, позволяющую нам прочувствовать жизнь, мы и должны благодарить Всевышнего. И, заметьте - мы благодарим Его за то, что продолжаем жить, а не за чувство боли как таковое.

Имеем ли мы право спрашивать у Небесного Отца о том, почему Он послал нам ту или иную беду?

Имеем, и, более того - мы можем говорить с Господом обо всём, что нас беспокоит. Имеем право задавать вопросы, спорить и выбирать. Мы можем быть подобными Иову, говорившему с Богом. И, возможно, именно в такой момент мы научимся слышать и понимать Господа.

Способен ли Небесный Отец карать за наши ошибки наших земных родителей?

Господь наказывает нас, как и любой другой отец, желающий добра своим непослушным чадам. Бог наказывает нас не из злости, не из желания доставить боль, но потому, что Он хочет оградить нас от совершения грехов. Даже само слово «наказание» переводится с Церковнославянского языка как «научение».

И в те моменты, когда наказания Господни чему-либо учат людей, они понимают, для чего Господь их наказывал. При этом нельзя смотреть на Бога, как на прокурора или палача - Он не может и не желает мстить людям.

Я считаю, что мнение, говорящее о том, что Господь наказывает нас недугами или горестями, в корне неверно. Небесный Отец не может насылать на нас страдания и болезни.

Однако именно Он остаётся рядом с нами в минуту тягот и боли. Он, как никто другой, знает о том, что такое настоящее страдание и горе, и только Он способен подсказать нам, как пройти через скорби и беды, что-то важное для себя почерпнув.

Но если Господь нас и в самом деле так сильно любит, то почему не оградит нас от несчастий и горестей?

Существуют такие вопросы, ответов на которые мы, как ни ломаем голову, всё равно не можем найти. Где же был милосердный и любящий Господь, когда в концлагерях заживо сжигали несчастных людей? Как Он мог допустить подобное?

Я недавно встретил картину некоего современного живописца. На полотне была изображена горящая печь и очередь из людей, выстроившаяся перед этой печью. И, неожиданно для себя, в этой очереди я разглядел Спасителя…

Наш мир и впрямь держится в руках Божьих, но, тем не менее, он несовершенен и часто жесток. Но задумайтесь: если бы Небесный Отец постоянно исправлял то, что мы творим, ежедневно вмешиваясь в наше существование и ударяя по рукам подлецов, что бы представляла собой наша жизнь? Не превратилась бы она в компьютерную игру, банальный симулятор?

А злость и жестокость сеются в мире именно от того, что человек наделён свободой воли. Когда нам плохо, Бог тотчас приходит к нам на помощь - именно из-за наших страданий Он и стал когда-то человеком.

Но, в то же время, несчастья раскалывают нас, словно орехи, и тогда-то самое главное, вся наша подлинная суть и проявляется. Мы открываемся миру и Самому Господу, и начинаем понимать то, чего раньше не понимали. И многим из нас ещё предстоит пережить этот пугающий, но в то же время прекрасный опыт страданий и сострадательности Спасителя».

Батюшка Фёдор Бородин:

«...На протяжении всего земного пути христиане постигают искусство духовной жизни. И человек, избегающий горестей, вряд ли может быть постоянно озабочен поисками пути на Небеса.

Об этом же нам говорят и Апостолы:

-2

Когда мы сами или наши ближние скорбят, мы понимаем, что все земные удовольствия суетны и незначительны. Скорбь же, напротив, помогает нам понять, насколько ценно всё то, что нас сейчас окружает.

Конечно, несчастий и бед на людскую долю порой выпадает немало. Но ведь есть и те, чья жизнь наполнена радостями и счастьем, а иные, напротив, постоянно страдают и болеют. Почему же так происходит? Нам это неизвестно, и, более того, это - не наше дело.

В подобных случаях мне всегда вспоминается один известный диалог между Антонием Великим и Господом. Как-то раз Преподобный, сокрушаясь о происходящем вокруг, обратился к Творцу с таким вопросом:

“Боже, что же творится? Отчего грешные и злые люди живут благополучно и счастливо, а благочестивые люди, напротив, страдают от недугов и скорбят?”.

И Отец Небесный ответил ему так:

-3

Потому и мы, в первую очередь, должны жить с оглядкой на себя, а не на других. Если нас постигает беда, то мы должны принимать её, как дар Божий. Она даётся нам затем, чтобы мы стали более праведными и смиренными.

Многие Святые Отцы говорят о том, что если мы избегаем аскетичного образа жизни, не боремся с плотским в угоду духовному, но живём, потакая страстям, Бог восполняет баланс, и место телесных усилий занимают телесные недуги. А происходит это потому, что люди, страдающие от болезни, легче здоровых и довольных справляются со страстями».

Читайте еще: