Найти в Дзене
Coffee and Bugs

Как начать тестировать ? Диаграмма переходов и состояний. Логическая и техническая часть задачи

Оглавление

Всем привет!

Постановка проблемы

У вас есть задача или проект на тестировании. Вы читали требования или описание, но ничего не поняли. Так бывает.

Времени нет. Проект горит. Дедлайн вот-вот накроет, а в голове пусто.

  • Что делать?
  • Как во всем разобраться?
  • Как понять, что тестировать?

У меня есть 2 простых правила.

  1. Используем технику Диаграмма состояний и переходов.
  2. Делим задачу на два куска: логическая часть и техническая часть.

Эта статья - первая вводная часть большой истории. Я расскажу, как сама тестирую задачи со сложными длинными требованиями или вообще без документации.

Как выглядят требования?

Черно-белый текст. Много букв. Много условий и пунктов.

А иногда требований нет.

Наш мозг имеет ограниченный запас сил для обработки информации. Человек может прочитать 1-2 абзаца, а затем мозг устает, теряет фокус и хочет смотреть мемы, а не вот это вот все.

-2

Причина в зрительной коре мозга. С рождения мы получаем информацию глазами: различаем цвета и формы, а уже после учимся читать.

К чему я веду? Да к тому, что в здравом уме любому человеку, в особенности начинающему инженеру по тестированию, легко заблудиться в диаграммах, требованиях, ссылках. А в конце можно заплакать и поехать к маме в Елец.

Задача на тестирование:

Для сайта Pinterest протестировать процесс “Регистрация”

На этом из требований у нас все. Аналитик ушел в майский трип, а разработчик не отвечает на сообщения. Разбираемся самостоятельно.

Вернемся к нашим правилам.

Правило N1. Диаграмма состояний и переходов.

Диаграмма состояний и переходов - вспомогательный инструмент, который поможет задать нужные вопросы к вашему процессу и не потерять смысл при тестировании.

Есть два объекта: круг и стрелочка. Больше никаких правил запоминать не надо.

  • Быстро.
  • Просто.
  • Эффективно.

Погнали разбираться.

Диаграмма состояний и переходов

Кружочки - состояние системы. Ничего не происходит. Система ждет, что вы на что-то жмакните и будет происходить магия.

Стрелочки - ваши действия: кликаете на кнопки, заполняете поля, листаете страницу и так далее.

-3

сейчас я рассказала как принято говорить научно и технично о тестировании. Если бы вы без опыта тестирования читали учебник или проходили бы курс, на любом простом примере из ИТ разобраться трудно.

Про правило N1. Логика и техника.

О логической части:

В логической части мы всегда фокусируемся на пользователях вашего приложения.

Ваше приложение должно быть полезно для пользователей.

Вы должны составить предложение, четко и ясно формулирующее пожелание пользователя:

🏃🏻 Я, как пользователь, хочу зарегистрироваться на сайте, чтобы сохранять красивые картиночки.

Представьте, что вы и есть пользователь. Какие шаги вам нужно сделать, чтобы достигнуть желаемого результата? Фокусируйтесь как раз на ответах.

Рисуем ДСП.

  1. Кружок ”Открыта ‘Главная страница’” - начало процесса
  2. Стрелочка “Нажать ‘Регистрация’” - это действие пользователя
  3. Кружок “Открыта ‘Страница регистрации’”
  4. Стрелочка “Заполнить данные” - пользователь заполняет данные.
  5. Кружок “Открыта ‘Страница приветствия’”- добро пожаловать в мир кека и флекса.
-4

О технической части:

В технической части мы говорим о том, какие технические слои нашего приложения были изменены. Если понимаешь архитектуру своего приложения, то быстро разберешься что и как тестировать.

Я приоткрою завесу архитектуры приложений, но постараюсь, чтобы все было понятно.

Что нам известно ?

  1. Мы знаем, что у нас есть интерфейс - мобильное приложение, сайт и что угодно еще. Ваш пользователь видит как раз именно фронтовую часть, поэтому frontend.
-5

2. Где-то в глубине души мы понимаем, что все наши действия на сайте обращаются к какому-то далекому большому серверу, который как-то обрабатывает наши действия. Это некая подкапотная часть нашего приложения, до которой моей бабулите вообще все равно было бы, лишь бы работало. Часть приложения, которая получает запросы от фронта и как-то их обрабатывает - backend.

3. Сервер общается с хранилищем информации - базой данных. Представьте сейчас это как огромную свалку с информацией. Это наш третий слой. О базах данных я могу рассуждать вечно, но пока что это просто коробок для нашей информации.

-6

Вот и все. мы нарисовали картиночку для нашей технической части.

После того как вам стал понять путь клиента, архитектура вашего приложения - самое время подробно исследовать каждую из частей вашего приложения. Как я работаю с логической и технической частью приложения я расскажу в следующих статьях.

План выхода статей.

  1. Вводное видео. О логической и технической частях проекта. Теория Диаграмм состояний и переходов. (вы находитесь здесь)
  2. Логическая часть. Подробный анализ бизнес-логики и построение Диаграммы состояний и переходов.
  3. Техническая часть. Архитектура проекта. Диаграмма состояний и переходов.
  4. Оформление тестовой документации