Вы знаете, какая профессия самая древняя в мире? Ха-ха! А вот и нет, вовсе не та о которой вы подумали. Самая древняя профессия на земле – наёмник. С незапамятных времён в человеческом обществе водились люди, которым кропотливый крестьянский труд казался постылым, зато дух был мятежным и требовал выхода наружу их неуёмной энергии. Жизнь человеческая тогда была коротка, и всегда находились люди готовые прожить её коротко, но ярко.
В средние века профессия наёмника была очень популярна. Ведь если честно разобраться, многочисленные крестовые походы тоже осуществлялись полчищами наёмников, жаждущих приобрести богатство и влияние с помощью меча, хоть это и прикрывалось религиозными призывами. И так продолжалось аж до 18 века – до тех пор, пока не стали создаваться армии, требующие новых средств вооружения, опыта обращения с ним, и массовости, путём принудительного призыва в государево войско.
Наёмничество никогда полностью не умирало, но массово возродилось во второй половине прошлого века в виде частных военных компаний. Нас этот факт интересует в связи с появление подобных военных структур в нашей стране. Особенно в свете скандального разногласия руководства ЧВК «Вагнер» с генералитетом министерства обороны.
Давайте для начала разберёмся, что из себя представляют ЧВК?
Частная военная компания – это коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой (обороной) кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием.
Так гласит Википедия
В свою очередь наёмником признаётся лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающие постоянно на его территории, а также не являющееся лицом направленным для исполнения официальных обязанностей.
Попадают ли под эти определения наши «оркестранты»? Как видите, под определение ЧВК - да, под определение наёмник – нет. Нам важно уяснить роль ЧВК «Вагнер» в вооружённом конфликте с Украиной. И эту роль невозможно переоценить. Большинство успехов в спецоперации, как выяснилось, связано с деятельностью оркестрантов - именно благодаря им состоялось взятие Соледара и уничтожение огромных сил противника в «Бахмутской мясорубке».
Успехи вагнеровцев связаны с тем, что они используют в своих действиях самые современные технологии боевых действий. А они за последние несколько лет очень сильно изменились. Теперь не поднимаются в атаку с криками «Ура!!!», как это было в фильмах про Великую Отечественную Войну. Так уже не воюют даже африканские племена в междоусобных войнах. Сегодняшняя война выглядит совершенно иначе.
Массовое применение дронов и высокоточное оружие дальнего действия почти полностью поменяли и стратегию, и тактику боевых действий. Сейчас главное в войне круглосуточная, беспрерывная разведка и согласованность в принятии оперативных решений. Знание о противнике больше, чем он о тебе – главный секрет успеха в современном бою. К сожалению получилось так что, противник, воспользовавшись минской передышкой, под руководством натовских инструкторов технически переоснастил свои вооружённые силы, обеспечив временное преимущество в беспилотных аппаратах и массовостью американских спутников-наблюдателей на низкой орбите. И мы этот момент пропустили мимо внимания
Армия - огромный и, следовательно, неповоротливый организм. А современная война требует не просто твёрдого знания и выполнения воинского устава, чему нас учили все предыдущие годы, а инициативы и быстроты в принятии решений. Оказалось, что действующие Уставы устарели и их уже, образно говоря, можно выкидывать на помойку.
Становится невозможным пребывание моторизированных и танковых подразделений непосредственно вблизи линии фронта - при их обнаружении они становятся лёгкой добычей высокоточной дальнобойной артиллерии, равно тому, как и авиацию приходится держать на дальних аэродромах. Танки и бронетехника перестали играть главную роль на поле боя - они всего лишь вспомогательный элемент поддержки из ближнего тыла, поэтому инициатива в боевых действиях теперь переходит к штурмовой пехоте при яростной поддержке артиллерией.
На современном этапе мы мало используем одно из наших главных преимуществ, то есть авиацию. Для их полномасштабного применения требуется сначала вывести из строя ПВО противника. Что на данном этапе и делается, планомерно выбивая поставляемую странами НАТО технику. Пример тому - уничтоженный на днях современный американский комплекс «Патриот».
Как известно, в оркестре главную роль играет не столько личное мастерство, сколько слаженность действий. В ближнем бою вагнеровцам нет равных. Они действуют как хорошо сыгравшийся оркестр, не зря же их называют «оркестрантами» Точных данных о составе ЧВК «Вагнер» вы, скорее всего, нигде не найдёте так же как и о их вооружении, но судя по всему «оркестранты» вооружены лучше, чем обычные российские воинские подразделения.
На примере их боевого опыта, меняется концепция ведения боевых действий всей российской армии. Ей теперь предстоит научиться выполнять полный набор не предусмотренных уставом действий, совершать глубокие рейдовые марши, выявлять и организовывать засады, атаковать эшелонированные подземные укрепления, владеть минно-взрывным делом, совершать диверсии в глубоком тылу. Вряд ли этому можно научить за годовой призывной срок.
Лично меня волнует вопрос, чему учат мобилизованный контингент? Учат ли их осуществлять разведку с помощью дронов, умеют ли они анализировать данные полученные со спутников, учат ли их управлять «геранями» и другой сложной техникой. Без подобных знаний солдату не выстоять в противостоянии. Невозможно сдержать танковую атаку с помощью автомата АК.
Конечно же меняются и требования к офицерскому составу. Генералы заслужившие звёзды на погонах сидя в удобном кресле сейчас уже не в тренде. Сейчас более ценен опыт участия в современных боевых действиях, с широким кругозором, инициативой и навыками взаимодействия с другими родами и видами войск.
Пока этим требованиям в основном отвечают только «оркестранты. Но, как это ни странно их статус в нашем государстве до сих пор не определён. Их, как бы не существует в природе. Более того их деятельность условно попадает под уголовную статью. (УК РФ Статья 359. Наёмничество), которая гласит, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет.
Между тем ЧВК «Вагнер» создавалось примерно десять лет назад для выполнения деликатных заданий за пределами нашего государства, для защиты его интересов, в местах неподзаконных нашему государству (защита от пиратства, охрана зарубежных нефтяных месторождений с нашим участием и тому подобное). За это время небольшое поначалу воинское подразделение выросло до размеров корпуса, в несколько десятков тысяч человек.
Ещё раз обратимся к определению слова «наёмник», приведённому в начале статьи. «Оркестранты» под него не подходят, поскольку являются гражданами России - государства участвующего в вооруженном конфликте, к тому же проживающие постоянно на его территории. И самое главное – их участие в боевых действиях не обусловлено исключительно материальными интересами – считается, что их вознаграждение мало отличается от довольствия российских военнослужащих, призванных в армию для участия в СВО.
Зато патриотизм просто зашкаливает. Они находятся на самой-самой передовой и ежеминутно подвергают свою жизнь смертельной опасности несмотря на то, что им не положено ни государственных наград, ни компенсации от государства в случае увечья или смерти, никаких льгот, как военнослужащим после увольнения из действующей армии.
P.S. Появилась информация, что президент РФ Владимир Путин принял решение наградить бойцов ЧВК «Вагнер» государственными наградами за взятие Артемовска.
Депутаты Госдумы несколько раз, за последние несколько лет, делали попытки законодательно легализовать деятельность ЧВК, но всё упёрлось в то, что этого не позволяет российская Конституция.
Какая судьба постигнет ЧВК «Вагнер» в ближайшее время, я не берусь предсказать – предсказатель из меня скорее неважный, но всё же рискну высказать несколько своих мыслей. Например, что вскоре будут внесены изменения в Конституцию нашей страны позволяющие существование частных военных компаний, определённым образом подконтрольных министерству обороны, тем более за это высказался наш президент.
Другое дело, что министерство обороны вряд ли выскажет свой восторг по этому поводу. Но жизнь диктует свои условия. Да и поддержка вагнеровцев со стороны населения нарастает. Вероятно, в связи с состоявшимся взятием Артёмовска, ЧВК «Вагнер» выведут из зоны боевых действий для «зализывания ран» и для переформирования в связи с имеющимися потерями. Но в историю они не уйдут, и скорее всего и впредь их будут привлекать на наиболее ответственные участки.
Более того, ввиду глобального переустройства мировой политической системы, потребность государств в участии в разделе сфер влияния, будет только нарастать. И в этом плане ЧВК становятся незаменимыми для не афишируемого участия государств в противостоянии за пределами страны с вероятным противником.