Найти тему

Боевые вертолеты мира: РАН-2/НАС/НАР «ТИГР»

Картинка из  свободных источников
Картинка из свободных источников

В 1960-х годах среди европейских государственных деятелей усилились «сепаратистские» настроения, проявившиеся в проведении более независимой от США политики (в том числе в военной области). Именно в эти годы наметилась тенденция к кооперации европейских фирм-производителей различных типов вооружения с целью потеснить с рынка все теснее сближающихся стран Европы продукцию американских компаний. Такая политика способствовала развитию в странах Европы высоких технологий и созданию многих тысяч новых рабочих мест.

Показательным примером европейского сотрудничества в области производства военной техники стало соглашение 1967 г. между вертолетостроительными фирмами «Уэстленд» (Англия) и «Аэроспасьяль» (Франция) о совместном проектировании и постройке вертолетов «Газель», «Пума» и «Линкс». А в 1984 г. между правительствами уже Франции и Германии было заключено соглашение о сотрудничестве в военной области. Соглашение предусматривало создание франко-германского консорциума «Еврокоптер». В новое совместное предприятие примерно равными долями вошли две фирмы, занимающиеся созданием вертолетов: немецкая «Мессершмитт- Белков-Блом» (МББ) и французская «Аэроспасьяль». СП «Еврокоптер» должно было заняться разработкой и производ­ством ударного вертолета, предназначенного для вооружения армий Герма­нии и Франции. Естествен­но, при этом ставилась цель потеснить с рынка обеих стран американскую фирму «Макдоннелл- Дуглас» с их вертолетом АН-64 «Апач». Правда, в те годы уже существовала европейская альтернатива «Апачу» в лице ударного вертолета А. 129 «Мангуст» итальянской фирмы «Агуста». Однако герман­ских и французских военных мало радовала 20-летняя эпопея по созданию этой машины. В конце концов восторже­ствовал принцип «своя рубашка ближе к телу», в результате чего создание вертолета, предназначен­ного для вооружения германской и французской армий, было поручено франко-германскому «Еврокоптеру».

Предусматривалось создание 4-х типов новой машины:

— НАС (Helicoptere Anti-Char) — противотан­ковый вертолет для французской армии.

— РАН-2 (Panzer ® Abwehrhubschrauber) — противотанковый вертолет для немецкой армии (до этого обозначение РАН-1 имела противотанковая модификация многоцелевого вертолета Во. 105 фирмь МББ).

— НАР (Helicoptere d’Appui et de Protection) — многоцелевой вертолет дл: французской армии. Предполагалось использо­вать эту машину как ударный вертолет, развед­чик либо вертолет сопро­вождения.

— UHU(Unterstuetzungs hubschrauber) — аналог НАР для немецкой армии.

Работа по созданию нового вертолета была начата в 1987 г. Боевая машина получила название «Тигр». Со временем немецкие военные решили что создание двух модифи­каций — непозволительна? роскошь для оборонного бюджета страны. Поэтому вскоре от немецкой стороны поступило предложение создать единый многоцелевой ударный вертолет UHT (Unter- stuetzungshubschrauber «Tiger»).

С 1991 по 1999 г. было построено и испытано 5 прототипов «Тигра»:

— РТ1 (1991 г.) — первый прототип. Налетал 500 ч испытательных полетов, после чего был передан на статические испытания.

— РТ2(1992г.) — прототип вертолета НАР. Были проведены аэродина­мические испытания.

— PT3 (1993 r.) — прототип UHT. Испытан комплекс авионики. Проведены успешные испытания в условиях пустыни в Арабских Эмиратах (авиабаза «Аль Батиин» в г. Абу Даби).

— РТ4 (1994 г.) — прототип НАР Проведены испытания систем вооруже­ния. Машина разбилась при испытании в Австра­лии.

— РТ5 (1996 г.) — второй прототип UHT. В 1999 г. принят на вооружение бундесвера.

Первоначально предус­матривалось построить около 500 вертолетов «Тигр»: 212 РАН-2 и UHU для бундесвера, 140 НАС и 75 НАР для французской армии. Затем военные уменьшили свои запросы: немцы заказали 138 верто­летов UHT, а французы — 70 НАР и 10 НАС.

В 2002 г. немецкой армии были поставлены первые вертолеты UHT из 80 зака­занных в первом транше.

В 2003 г. французская армии получила первые вертолеты НАР

Особенностями нового вертолета являются: способ­ность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокая маневрен­ность, боевая живучесть и эксплуатационная техноло­гичность, качественно новый уровень автоматизации уп­равления бортовыми систе­мами и вооружением, а также широкое применение компо­зиционных материалов.

Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления оружием, обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы.

Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Все варианты вертолета основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет имеет фюзеляж самолетного типа, выполненный примерно на 80 % из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации.

В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме «тандем» кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора — сзади и несколько выше.

Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в цепом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки, воспринимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет имеет крыло с размахом 4,5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков.

Вооружение противотанковых вертолетов может состоять из 8 ПТУР «Хот-2» или 8 новых ПТУР «Тригат» и 4 ракет «Мистраль» или «Стингер» класса «воздух-воздух». Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68 мм и 4 ракетами «Мистраль».

Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигате­лей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 л.с. каждый. Силовая установка управля­ется электронно-цифровой системой, которая обеспечи­вает оптимизацию работы двигателей на всех режи­мах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудо­ваны устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудова­ны системой предотвраще­ния взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композици­онных материалов.