Последний, четвёртый день круиза не теплоходе Мустай Карим был занят дорогой до Москвы по каналу имени Москвы. По ходу движения можно было любоваться на проплывающую за бортом панораму. А судовое радио подробно рассказывало о том, где мы сейчас находимся и чем знамениты эи места.
Поэтому, описывая этот день на борту, я остановлюсь на тех объектах, которые видел по ходу движения корабля.
Первое, на что всегда обращаешь внимание на канале имени Москвы - несколько скульптурных композиций, расположенных по обоим сторонам канала в посёлке Орево, неподалёку от города Дмитров. В своё время десятки подобных статуй колхозников, спортсменов, строителей и комсомольцев украшали берега канала имени Москвы. Но до наших дней дошли только четыре памятника, расположенные в посёлке Орево.
С одной стороны канала на проходящие по нему корабли сурово смотрит лётчица, а с другой, уперев руку в бок, комсомолка. С моего, правого борта направляющегося в Москву теплохода, была видна скульптура комсомолки, которую я и сфотографировал из окна каюты.
Еще две скульптуры изображают волейболистов, перекидывающих мяч через канал. С одной стороны группа волейболистов бросает мяч, а на противоположной стороне канала другая группа его ловит. Из моего окна была видна группа бросающая мяч.
Не менее интересным объектом являются украшения шлюза №3 в Яхроме, изображающие каравеллу Христофора Колумба «Санта Мария». Размер этих кораблей, венчающих башни нижней части шлюза, составляет колоссальные 12x6x9 метров, что всего лишь примерно в 4 раза меньше реального корабля Колумба. Эти макеты появились тут по проекту советского архитектора Владимира Яковлевича Мовчанова (1899-1973), отвечавшего за строительство этого шлюза. По мнению архитектора эти макеты должны символизировать открытие новых маршрутов из Москвы. Как Колумб проложил новые маршруты в неизведанные земли, так и советские архитекторы, инженеры и строители прокладывают новые пути из Москвы, соединяя её с 5 морями (Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным и Каспийским).
Кстати, и шлюз №3 и макеты каравеллы Колумба широкая публика смогла впервые увидеть в кадрах фильма "Волга-Волга" в 1938 году.
Еще одним интересным объектом на берегу канала имени Москвы является памятный 20-метровый стальной крест в честь погибших во время строительства канала. Помимо комсомольцев и рабочих при строительстве канала активно использовался труд заключённых. По переписи 1933 года в Дмитлаге (Дмитровском лагере) на строительстве канала работали 1 миллион 200 тысяч заключённых. Из них по официальной статистике во время строительства погибло 22 843 человека.
Однако некоторые исследователи (например, Барковский В. С.) считают это число заниженным и приводят цифры вплоть до 700 000 человек за период с 1932 по 1937 год. Точных цифр никто не знает и, возможно, не узнает никогда. Как бы то ни было в память о погибших на стройке этого канала был воздвигнут этот памятный крест.
Так что даже просто проплывая по каналу можно увидеть много интересных мест и узнать для себя много нового.
А Вы на речных круизах слушаете корабельное радио, рассказывающее об окружающих местах?