Найти в Дзене

Круиз Нижний-Плёс-Углич-Москва на теплоходе «Мустай Карим». День 4. Проплывая канал имени Москвы

Последний, четвёртый день круиза не теплоходе Мустай Карим был занят дорогой до Москвы по каналу имени Москвы. По ходу движения можно было любоваться на проплывающую за бортом панораму. А судовое радио подробно рассказывало о том, где мы сейчас находимся и чем знамениты эи места.

Поэтому, описывая этот день на борту, я остановлюсь на тех объектах, которые видел по ходу движения корабля.

Первое, на что всегда обращаешь внимание на канале имени Москвы - несколько скульптурных композиций, расположенных по обоим сторонам канала в посёлке Орево, неподалёку от города Дмитров. В своё время десятки подобных статуй колхозников, спортсменов, строителей и комсомольцев украшали берега канала имени Москвы. Но до наших дней дошли только четыре памятника, расположенные в посёлке Орево.

С одной стороны канала на проходящие по нему корабли сурово смотрит лётчица, а с другой, уперев руку в бок, комсомолка. С моего, правого борта направляющегося в Москву теплохода, была видна скульптура комсомолки, которую я и сфотографировал из окна каюты.

Статуя комсомолки | Личное фото
Статуя комсомолки | Личное фото

Еще две скульптуры изображают волейболистов, перекидывающих мяч через канал. С одной стороны группа волейболистов бросает мяч, а на противоположной стороне канала другая группа его ловит. Из моего окна была видна группа бросающая мяч.

Волейболисты, бросающие мяч | Личное фото
Волейболисты, бросающие мяч | Личное фото

Не менее интересным объектом являются украшения шлюза №3 в Яхроме, изображающие каравеллу Христофора Колумба «Санта Мария». Размер этих кораблей, венчающих башни нижней части шлюза, составляет колоссальные 12x6x9 метров, что всего лишь примерно в 4 раза меньше реального корабля Колумба. Эти макеты появились тут по проекту советского архитектора Владимира Яковлевича Мовчанова (1899-1973), отвечавшего за строительство этого шлюза. По мнению архитектора эти макеты должны символизировать открытие новых маршрутов из Москвы. Как Колумб проложил новые маршруты в неизведанные земли, так и советские архитекторы, инженеры и строители прокладывают новые пути из Москвы, соединяя её с 5 морями (Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным и Каспийским).

Макет корабля «Санта Мария» на шлюзе №3 в Яхроме | Личное фото
Макет корабля «Санта Мария» на шлюзе №3 в Яхроме | Личное фото
Макет корабля «Санта Мария» на шлюзе №3 в Яхроме | Личное фото
Макет корабля «Санта Мария» на шлюзе №3 в Яхроме | Личное фото

Кстати, и шлюз №3 и макеты каравеллы Колумба широкая публика смогла впервые увидеть в кадрах фильма "Волга-Волга" в 1938 году.

Кадр из фильма "Волга-Волга" с видом на шлюз №3 | Кадр из фильма
Кадр из фильма "Волга-Волга" с видом на шлюз №3 | Кадр из фильма

Еще одним интересным объектом на берегу канала имени Москвы является памятный 20-метровый стальной крест в честь погибших во время строительства канала. Помимо комсомольцев и рабочих при строительстве канала активно использовался труд заключённых. По переписи 1933 года в Дмитлаге (Дмитровском лагере) на строительстве канала работали 1 миллион 200 тысяч заключённых. Из них по официальной статистике во время строительства погибло 22 843 человека.

Однако некоторые исследователи (например, Барковский В. С.) считают это число заниженным и приводят цифры вплоть до 700 000 человек за период с 1932 по 1937 год. Точных цифр никто не знает и, возможно, не узнает никогда. Как бы то ни было в память о погибших на стройке этого канала был воздвигнут этот памятный крест.

Памятный крест | Личное фото
Памятный крест | Личное фото

Так что даже просто проплывая по каналу можно увидеть много интересных мест и узнать для себя много нового.

А Вы на речных круизах слушаете корабельное радио, рассказывающее об окружающих местах?

Желаю вам захватывающих путешествий и ярких впечатлений!