На днях по каналу «Родное кино», показывали этот фильм. Решил пересмотреть, фоном, конечно, так как внезапно поймал себя на мысли что смотрел его, последний раз полностью, наверное, уже лет пятнадцать назад. А раньше-то его транслировали настолько часто, что хватило времени запомнить наизусть.
Да, товарищи, а ведь это «что-то с чем-то»… Такой вопиющей халтуры, пошлости и отвратительной игры актеров – и все это в одном флаконе, трудно найти в перестроечном и постперестроечном кино широко известных публике режиссера уровня Леонида Гайдая. У остальных режиссеров известностью меньше, такого добра и даже хуже хватает. Но это же снял сам Леонид Гайдай. Вот только зачем? Бывает, что в перестроечных фильмах хромает что-то одно, например, плохой сюжет, спорная тематика, но зато это иногда хоть как-то компенсируется игрой актеров.
В картине «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» - кошмарно все без исключения.
Леонид Гайдай и до последних двух своих фильмов не раз использовал такой элемент актерского искусства как буффонада. Вот только… Смотрелось это тогда в других его комедиях и смотрится даже теперь вполне уместно, ненавязчиво, весело и задорно. Ну, вспомним, как перемазанный Федя (Алексей Смирнов) гонится за Шуриком (Демьяненко) с каким-то дрыном. А потом Федю закатывают в рулон обоев и секут розгами.
Вот ведь что удавалось Гайдаю раньше – обыграть действо с известной частью человеческого организма (в данном случае эту «часть» и секут импровизированными розгами) и сделать это без малейшей капли пошлости. А что мы видим «На Дерибасовской…»? «Фатима… какая у тебя… Фатима!» Простите, но это просто какой-то позор.
Исполнители двух центральных ролей заслуживают «особого внимания». Дмитрий Вадимович Харатьян, при всем моем глубоком к нему уважении, актер очень и очень своеобразный, вот в каком ключе. Есть актеры, которые хороши у любого режиссера и сценариста (или, наоборот, плохи), а вот Д. В. Харатьян – у некоторых блистал, а вот у Леонида Гайдая, он по какому-то странному недоразумению – шут гороховый. Смотреть на то, как он переигрывает – просто больно, вспоминая, скажем, любимый «Зеленый фургон». Там-то он почему-то мог? Я даже думаю – если бы «Частный детектив, или Операция «Кооперация», а также наше «родное» «На Дерибасовской…» были первыми работами этого актера… то всё.
И приглашали бы тогда Дмитрия Вадимовича исключительно в комедии и исключительно на роли таких вот площадных клоунов. Спасло от такого поворота в карьере, то что фильмы эти для Харатьяна были в «серединке» творчества, а не на старте. Помнят и любят зрители – и шикарный «Зеленый фургон», и «Розыгрыш», и «Гардемаринов». Но не будь их… то это была бы катастрофа отдельного взятого актера. «Фатиму» бы ему еще до сих пор припоминали.
Но это про Дмитрия Харатьяна. Насчет же женской роли я погорячился – касательно «особого внимания». Что тут сказать? В те годы все мы (по крайней мере, очень многие из нас) считали – раз американское, значит это круто. Вот и Леонид Иович так считал. Поэтому так и силился найти на главную роль американку – хоть какую-нибудь. Случайно, такая – Келли Мак-Грилл, нашлась. Для неё это было своего рода забавным «приключением», и, кстати, важный момент – в деньгах она не нуждалась, так как собиралась выходит замуж.
А тут еще, уже несколько позже, Дмитрий Харатьян пустил байку про кастинг Милы Йовович, которая, якобы, его не прошла. Пока придумывал, Дмитрий Вадимович не учел двух непреодолимых препятствий – возраст Милы и сумму денег, которую она запросила бы за участие.