Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Испанский стыд, или «На Дерибасовской хорошая погода…»

На днях по каналу «Родное кино», показывали этот фильм. Решил пересмотреть, фоном, конечно, так как внезапно поймал себя на мысли что смотрел его, последний раз полностью, наверное, уже лет пятнадцать назад. А раньше-то его транслировали настолько часто, что хватило времени запомнить наизусть.

Да, товарищи, а ведь это «что-то с чем-то»… Такой вопиющей халтуры, пошлости и отвратительной игры актеров – и все это в одном флаконе, трудно найти в перестроечном и постперестроечном кино широко известных публике режиссера уровня Леонида Гайдая. У остальных режиссеров известностью меньше, такого добра и даже хуже хватает. Но это же снял сам Леонид Гайдай. Вот только зачем? Бывает, что в перестроечных фильмах хромает что-то одно, например, плохой сюжет, спорная тематика, но зато это иногда хоть как-то компенсируется игрой актеров.

В картине «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» - кошмарно все без исключения.

Леонид Гайдай и до последних двух своих фильмов не раз использовал такой элемент актерского искусства как буффонада. Вот только… Смотрелось это тогда в других его комедиях и смотрится даже теперь вполне уместно, ненавязчиво, весело и задорно. Ну, вспомним, как перемазанный Федя (Алексей Смирнов) гонится за Шуриком (Демьяненко) с каким-то дрыном. А потом Федю закатывают в рулон обоев и секут розгами.

Вот ведь что удавалось Гайдаю раньше – обыграть действо с известной частью человеческого организма (в данном случае эту «часть» и секут импровизированными розгами) и сделать это без малейшей капли пошлости. А что мы видим «На Дерибасовской…»? «Фатима… какая у тебя… Фатима!» Простите, но это просто какой-то позор.

-2

Исполнители двух центральных ролей заслуживают «особого внимания». Дмитрий Вадимович Харатьян, при всем моем глубоком к нему уважении, актер очень и очень своеобразный, вот в каком ключе. Есть актеры, которые хороши у любого режиссера и сценариста (или, наоборот, плохи), а вот Д. В. Харатьян – у некоторых блистал, а вот у Леонида Гайдая, он по какому-то странному недоразумению – шут гороховый. Смотреть на то, как он переигрывает – просто больно, вспоминая, скажем, любимый «Зеленый фургон». Там-то он почему-то мог? Я даже думаю – если бы «Частный детектив, или Операция «Кооперация», а также наше «родное» «На Дерибасовской…» были первыми работами этого актера… то всё.

И приглашали бы тогда Дмитрия Вадимовича исключительно в комедии и исключительно на роли таких вот площадных клоунов. Спасло от такого поворота в карьере, то что фильмы эти для Харатьяна были в «серединке» творчества, а не на старте. Помнят и любят зрители – и шикарный «Зеленый фургон», и «Розыгрыш», и «Гардемаринов». Но не будь их… то это была бы катастрофа отдельного взятого актера. «Фатиму» бы ему еще до сих пор припоминали.

-3

Но это про Дмитрия Харатьяна. Насчет же женской роли я погорячился – касательно «особого внимания». Что тут сказать? В те годы все мы (по крайней мере, очень многие из нас) считали – раз американское, значит это круто. Вот и Леонид Иович так считал. Поэтому так и силился найти на главную роль американку – хоть какую-нибудь. Случайно, такая – Келли Мак-Грилл, нашлась. Для неё это было своего рода забавным «приключением», и, кстати, важный момент – в деньгах она не нуждалась, так как собиралась выходит замуж.

А тут еще, уже несколько позже, Дмитрий Харатьян пустил байку про кастинг Милы Йовович, которая, якобы, его не прошла. Пока придумывал, Дмитрий Вадимович не учел двух непреодолимых препятствий – возраст Милы и сумму денег, которую она запросила бы за участие.