Найти в Дзене

Петровская антология русского романса

Композитор Андрей Петров. Фото из открытых источников
Композитор Андрей Петров. Фото из открытых источников

Двухсерийный телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» задумывался как новогодний подарок телезрителям, и был показан в первый день января 1981 года. Сам фильм вызвал споры. Но что было принято сразу и всеми, так это музыка и песни в этой картине.

- Может быть, я пристрастен, необъективен, - говорил Эльдар Рязанов, вспоминая об этой работе, - но мне кажется, что Петров написал к картине превосходную музыку. Когда я услышал гусарский марш, то был поражен, как смог Петров так точно передать все те нюансы, которые слышались авторам сценария и режиссеру. И действительно, радостный, бравурный, лукавый, разудалый, ироничный марш дает полное представление об ослепительных майорах, волшебных штабс-капитанах, неотразимых поручиках, восхитительных корнетах и тех радостях, которые ожидали женщин Губернска в связи с приходом в город бравого полка. Петрову удалось создать удивительное впечатление — и современности и вместе с тем старины.

Песни и романсы для фильма Андрей Петров написал на слова известных русских поэтов Петра Вяземского, Марины Цветаевой, Михаила Светлова. Их исполнили актеры, снимавшиеся в картине, Станислав Садальский, Ирина Мазуркович, Валентин Гафт, и для каждого это был дебют в песенном жанре. Песни за кадром звучат в картине в исполнении Андрея Миронова.

Обложка пластинки с музыкой из фильма "О бедном гусаре..." Фото из открытых источников
Обложка пластинки с музыкой из фильма "О бедном гусаре..." Фото из открытых источников

- Я старался найти мелодии, - рассказывал позднее Андрей Петров, - насыщенные интонациями, соответствующими нашим представлениям о гусарской эпохе, и при этом слегка осовремененные. Мне кажется, что в мелодиях музыкальные интонации первой половины минувшего века ощущаются в большей степени, а оркестровое сопровождение больше соответствует духу наших дней. Например, гусарские марши, вальсы, польку-галоп исполняет военный духовой оркестр. Но помимо традиционных инструментов — труб, кларнетов, флейт — в этот оркестр введены гитары, которые не только несут ощущение эпохи, но и смягчают звучание и дают какой-то отзвук в наше время. Тот же. принцип использован и в песнях, большинство из которых идет в сопровождении гитар — традиционной и современной бас-гитары. Если же звучат салонные инструменты — рояль, скрипка, то чаще всего в аккомпанирующих ритмах к ним добавляются современные».

Интересно, что на основе фильма «О бедном гусаре замолвите слово» был создан спектакль, впервые показанный Ленинградским театром музыкальной комедии в июле 1986 года.

Эльдар Рязанов на съемочной площадке. Фото из открытых источников
Эльдар Рязанов на съемочной площадке. Фото из открытых источников

Во времена Островского, по мотивам драмы которого Эльдар Рязанов снял свой «Жестокий романс», слово «жестокий» означало «роковой, неотвратимо-гибельный». Без музыки Андрея Петрова воссоздать в картине ту высшую открытость страстей, в которой «жестокий романс» в конце прошлого века не знал себе равных, было бы невозможно.

- Писать музыку для кинофильма «Жестокий романс», - вспоминал Андрей Петров, - было очень увлекательно, очень интересно и в то же время очень трудно... За три года до этого я написал музыку к рязановскому телефильму «О бедном гусаре замолвите слово». И здесь и там основной песенной формой был романс. Но действие фильма "О бедном гусаре…" происходит в первой половине XIX века, а ,,Жестокого романса — во второй половине... Романс второй половины XIX века — не тот, что был в первой половине... Правда, мне помогло то, что в телефильме "О бедном гусаре" мы отдали предпочтение романсу сентиментально-бытовому, или шутливому, или, наконец, философско-ироническому. А в «Жестоком романсе» задача была иной: написать городские романсы с цыганскими интонациями, в которых отразилось бы глубокое, сложное чувство, романсы, играющие важную роль в драматических поворотах сюжета. Во всяком случае, писал я их с удовольствием».

Обложка пластинки с музыкой из фильма "Жестокий романс". Фото из открытых источников
Обложка пластинки с музыкой из фильма "Жестокий романс". Фото из открытых источников

«Все романсы, написанные им для картины, мелодичны, нежны — одним словом, прелестны. Щемящую грусть, чувственность, горькую ноту несут и другие мелодии — вальс, марш, цыганская пляска, гитарные разработки романсных тем. Композитор напоил, обволок, окутал картину миром замечательных музыкальных звуков. Весь фильм, действительно, зазвучал как один большой романс. В музыке слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание. Написанная в традициях русской классики, музыка в сути своей современна... Как мне думается, музыкальная и звуковая среда помогли создать поэтическую, напряженную, местами мучительную, кое-где давящую атмосферу картины... Надо еще упомянуть о разудалой цыганской стихии, которая, врываясь в музыкальную ткань, создает некий надрыв, который так любили наши предки...», - написал в своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Рязанов.

Романсы наших дней, написанные Андреем Петровым, звучат в «Служебном романе», романсы начала XIX века – в «О бедном гусаре», романсы конца XIX века – в «Жестоком романсе».

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на наш канал, у нас есть, чем поделиться