Наверное, каждому из нас знакомы конфликтные ситуации. Одни люди легче справляются с конфликтами , другим дается труднее , есть и такие , которые застревают в конфликтах. Это мешает нашей жизни. Мы испытываем трудности в отношениях, так как, не можем договориться с партнёром; на работе – трудности с коллегами; в душевной сфере – мысли постоянно крутятся вокруг конфликта.
Однако можно и нужно решать конфликтные ситуации в самом начале – конфликта при фазе раскола , не доводя до фазы брожения.
Рассмотрим фазы конфликта:
- 1.Фаза раскола
На этой фазе возникает непонимание друг друга. Общение носит завуалированный характер, люди прямо не говорят о своих потребностях. Возникает ощущение лёгкого дискомфорта.Могут оправдываться , умалчивать , выдавать «нулевые реакции».
- 2. Фаза трудностей.
Раздражение нарастает , появляется все больше дискомфорта . Люди по разному объясняют события и ситуации. Также не говорят о своих потребностях. Стараются сгладить острые углы или обходить конфликтные темы.
- 3.Фаза проблемы.
Возникает ощущение угрозы. Уже начинают вмешиваться окружающие .Признают конфликт . Появляется беспокойство, избыточная деятельность, сплетни, сбор «союзников»
- 4.Фаза брожения.
На этой фазе – конфликт в самом разгаре. Его очень трудно прервать. Он постоянно повторяется. Люди ссорятся , возникают резкие атаки друг на друга, насилие.
Мы рассмотрели как происходит развитие конфликта:
Фаза раскола --- Фаза трудностей--- Фаза проблемы --- Фаза брожения
Теперь поговорим о том, что делать на каждой из фаз конфликта
1.На фазе раскола, мы можем сделать следующие действия, чтобы конфликт был решен:
- Необходимо слушать, не давая оценки.
- Задавать вопросы, уточнять.
- Определить неудовлетворенные потребности.
- Решить их.
2.Если же конфликт уже находится на фазе трудностей, то решаем следующим образом:
- Заострить внимание на разном восприятии реальности .
- Определить возможные проблемы.
- Сделать видимыми возможные угрозы и вместе их устранить.
- Договорится об открытой коммуникации.
3 При фазе проблемы, будут эффективны такие действия:
- Устанавливаем четкие границы.
- Избегаем привлекать союзников (родители, подруги, друзья)
- Просим помощь, с целью найти решение.
- Выясняем чего будет стоит этот конфликт .
- Проводим различие между этим делом и человеком .
- Выясняем степень взаимной ответственности.
4. Когда конфликт достиг фазы брожения то будут эффективны следующие действия :
- нужно «закрыть конфликт»- примерится
- обратится к психологам
Подведем итоги:
Конфликтные ситуации - часть нашей жизни. Важно их решать в самом начале, когда еще есть только непонимание и легкий дискомфорт.
Но даже, если конфликт уже разгорелся – его можно решить, благодаря разным приемам и способам – самостоятельно или же обратится к специалистам.
Автор: Наталья Викторовна Шкурат
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru